Протокол допроса И.М. Круминьша, бывшего служащего латышской полиции безопасности и СД
9 августа 1945 года
Стенограмма
Круминьш Индрикс Мартынович, 1921 года рождения, уроженец и житель г. Риги, латыш, гражданин СССР, беспартийный, образование 4 класса, из рабочих, не судим, женат.
Вопрос: На предыдущих допросах Вы показали, что с 1941 г. по 1944 г. служили в карательных органах противника. Уточните обстоятельства Вашего поступления в эти органы
Ответ: В октябре 1941 г. я явился в Олейнесскую волостную полицию и заявил о желании поступить на службу в качестве полицейского. Мое желание было удовлетворено, и я, получив оружие, был направлен для охраны лагеря военнопленных красноармейцев на станцию Баложи Рижского уезда, где служил до января – февраля 1942 г.
— Что входило в Ваши функции в период службы в лагере?
— В лагере находилось около 100 советских военнопленных, которые работали по заготовке дров, очистке дорог от снега, на строительстве бани и т.д. В мои функции входило охранять лагерь, следить за внутренним порядком и раздавать пищу военнопленным.
— Имелись ли случаи избиения военнопленных, содержавшихся в лагере?
— Да, такие случаи имели место.
— Расскажите об издевательствах над военнопленными.
— Военнопленные красноармейцы систематически избивались охраной лагеря, имелись даже случаи расстрелов. Так, в конце декабря 1941 г. было расстреляно в болоте Тыроли 7 военнопленных, заболевших тифом.
— Какое участие в этом принимали лично Вы?
— В ноябре 1941 г. я лично избил плеткой двух красноармейцев за то, что они выходили из очереди при получении пищи. Расстрел военнопленных производился помощником начальника лагеря Данчовскисом Рудольфом с 7 другими полицейскими, фамилии которых не помню. Я лично в это время в расстрелах не участвовал, так как был занят по охране лагеря.
— Вы показали, что в полицейском лагере Вы служили до января – февраля 1942 г., где Вы находились после этого?
— В связи с массовым заболеванием военнопленных тифом лагерь был ликвидирован, а оставшихся военнопленных мы отправили в рижский лагерь. После этого я явился в Рижскую уездную полицию и по рекомендации начальника полиции капитана Лепиныпа поступил на службу в карательный отряд СД, возглавляемый майором Арайсом.
— Поступая на службу в отряд Арайса, Вы знали, чем он занимается?
— Да, я знал, что отряд, на службу в который я был рекомендован, проводил расстрелы советских граждан.
— Что Вас побудило поступить в отряд СД, возглавляемый Айрасом?
— На службу в отряд СД я поступил с целями своего обогащения, так как знал, что служащие этого отряда могут хорошо заработать на грабеже имущества арестованных советских граждан.
Протокол записан с моих слов правильно, мне прочитан и переведен на латышский язык. Переводчик — ст. сержант Воскобойников.
Источник: Прибалтика. Под знаком свастики (1941–1945). Сборник документов. — М.: Объединенная редакция МВД РФ, Кучково поле, 2009