Минск советская армия освободила 3 июля 1944 года, и почти сразу в разрушенной войной столице Белоруссии начали собираться многочисленные партизанские отряды. После изгнания оккупантов партизаны должны были или влиться в состав регулярной армии, или начать работы по восстановлению мирной жизни на освобожденной территории. Но прежде, чем навсегда расформировать отряды партизан, руководители Белоруссии и Центральный штаб партизанского движения приняли решение провести в Минске настоящий партизанский парад.
К 9 утра 16 июля 1944 года на поле в излучине реки Свислочь для проведения парада выстроились 30 тысяч партизан и собралось 50 тысяч жителей Минска, переживших оккупацию. На параде была большая делегация бойцов и командиров Красной Армии во главе с командующим 3-м Белорусским фронтом генералом армии Иваном Даниловичем Черняховским — именно его войска освободили от немцев столицу Белоруссии.
В параде участвовала и партизанская техника, в основном немецкие трофеи. Но были и образцы с удивительной судьбой — например, грузовик ЗИС-21 с газогенераторным двигателем, способным работать на дровах. Сначала он был захвачен наступавшими немцами, а потом угнан белорусскими партизанами — немецкий водитель грузовика Ганс Куляс перешел на сторону партизан и после войны остался в Белорусской ССР.
В рядах партизан прошелся и еще один очень необычный участник небывалого парада — козел по кличке Малыш. В 1943 году, после разгрома немецкого гарнизона на станции Куренец, партизанский отряд «Борьба» из бригады «Народные мстители» среди прочих трофеев захватил с собой и козла. Животное должно было пойти на обед партизанам, но приглянулось бойцам, и вскоре козел, получивший кличку Малыш, стал любимцем и талисманом партизанского отряда «Борьба».
Василий Петрович Давжонак, в 1944 году 19-летний боец отряда «Борьба», так вспоминал о необычном спутнике партизан: «Малыш переносил с нами все тяготы полевой жизни, мы практически вместе с ним ели, спали... даже воевали! Как-то произошла крупная стычка с немцами возле деревни Околово, недалеко от Плещениц. Я прекрасно помню этот бой, был в то время вторым номером пулеметного расчета — подавал патроны. Всё время сражения Малыш от нас не отходил. Причем действовал очень грамотно: как только немцы открывали шквальный огонь, спокойно отходил под прикрытие, за сосну, пережидал, а после опять выходил и внимательно наблюдал за ходом боя».
Впрочем, козел был не только талисманом — во время пеших переходов по лесам он таскал навьюченную сумку с медикаментами. Вместе с партизанским отрядом 16 июля 1944 года Малыш оказался среди участников необычного парада.
«Мы решили, что Малыш заслужил, чтобы быть с нами в этот торжественный момент. — вспоминал Василий Давжонак. — Партизанки из нашего отряда его хорошенько почистили, принарядили в ленту, украшенную немецкими орденами. Гитлеровские награды достались нам в качестве трофея, когда мы захватили немецкую штабную машину, — решили, что на шее у Малыша им самое место. Парад начался, и наш принаряженный козел сразу занял уже привычное для себя место — впереди колонны. Помню, я заметил, как Черняховский удивленно смотрел на наше "домашнее животное" и, оживленно жестикулируя, о чем-то говорил своим помощникам. В общем, по-моему, начальству наша инициатива понравилась…».
Предполагалось, что Малыш пройдет незамеченным внутри колонны, но во время торжественного марша боевой козел, вырвавшись из рук сопровождающих, пристроился рядом с командованием отряда, вызвав бешеный восторг у зрителей. Украшенный трофейными гитлеровскими крестами Малыш попал в объектив оператора, снимавшего парад, и навсегда остался в истории.
Почти сразу возникла легенда, что козел в немецких орденах был специально придуман советской пропагандой. В реальности же это была инициатива рядовых партизан-победителей, таким образом выразивших свое презрение к разбитым оккупантам.
Источник: оригинальная статья