349 нацистов — целый батальон! — уничтожил в годы Великой Отечественной войны прославленный снайпер Абухажи Идрисов.
Он родился 17 мая 1918 года в селении Бердыкель, ныне село Комсомольское Грозненского района Чеченской республики, в семье крестьянина. Учился лишь в начальной школе, так как ему пришлось рано начать трудиться.
В октябре 1939 года был призван в Красную Армию. Служил в одном из батальонов 550-го полка 125-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась у западных границ страны в Прибалтике. В тот предвоенный период Идрисов выучился на пулеметчика.
Война для него началась 22 июня 1941 года около 5 часов утра, когда их батальон был поднят по боевой тревоге и совершил марш-бросок к границе, где уже шел бой с наступающими фашистами. Бой длился целый день. Полк понес большие потери, но не отступил ни на шаг. И весь день не смолкал пулемет Абухажи Идрисова. Ночью по приказу сверху, ведя арьергардные бои, дивизия начала отступление.
В июле 1941 года его дивизия заняла оборону на линии Псков — Великие Луки, между озерами Ильмень и Селигер. Пулеметчик Идрисов вместе с однополчанами отбивал ежедневные атаки гитлеровцев, рвущихся к Ленинграду. Начались долгие позиционные бои, в ходе которых Абухажи и стал снайпером.
Произошло это так. С разрешения командира он устроил для пулемета в доте особое гнездо, оставив в сторону врага узенькую прорезь, но с широким обзором. Из дота он наблюдал за фашистами и, как только кто-то из них оказывался в поле зрения, снимал его одиночным выстрелом из пулемета. Узнав, что Абухажи убрал таким способом за месяц 22 фрица, его вызвал комбат.
— Ты, Абухажи, настоящий снайпер! Молодец! Мы решили направить тебя на курсы снайперов. Будешь несколько месяцев учиться в Москве. Согласен?
Но Абухажи отказался, сказав, что научился метко стрелять еще до армии в школе «Осоавиахима», где был признан лучшим «Ворошиловским стрелком». Он не хотел расставаться с родным батальоном и однополчанами. Через 3 дня ему выдали винтовку с оптическим прицелом, и опытный снайпер, специально вызванный из штаба фронта, научил, как с нею обращаться.
Из воспоминаний Абухажи Идрисова:
Для снайперской охоты я, поднявшись в 3–4 часа ночи, шел на «ничейную» зону. Во многих местах у меня там были нарыты маленькие окопчики, или, вернее, норы. Рыл их по ночам. Устраивал я их под старым пнем, под одиноко растущим кустиком, за болотной кочкой, за трупом павшей лошади. Нередко сидел и на дереве.
Настоящий стрелок должен делать во врага только один выстрел. Убить он должен с первого же выстрела наповал. Кроме спокойного мужества снайпер должен обладать великим терпением. Вы видели когда-нибудь зимующую под камнем лягушку? В маленькой ямке лягушка лежит без движения всю зиму, пока весеннее солнце не выгонит ее на поле. Так должен лежать и снайпер.
В оптический прибор снайпер видит врага как на ладони. Снайпер должен знать, где располагаются командные и наблюдательные пункты противника, пулеметные и минометные точки, место, где солдатам раздают пищу. Должен знать, где расположен пункт связи. Словом, всё, что относится к жизни врага. Надо всегда обдумывать, сопоставлять увиденное.
Однажды — это было летом 1942 года — я заметил, что недалеко от места, где располагался КП противника, выскочил из окопа солдат и быстро побежал куда-то назад. Я мог бы легко его снять. Но в голове промелькнуло: «Зачем он бежит? И почему не по безопасному ходу сообщения? Видно, случилось что-то серьезное!»
Вскоре в оптическую трубу я заметил, что тот же солдат идет назад, сопровождая офицера. Шли быстро. А затем справа и слева к командному пункту начали сходиться и другие вражеские офицеры.
«Значит, кого-то ждут на важное совещание. Может, генерал приехал? — раздумывал я. — А раз генерал, то он обязательно взглянет в бинокль на наше расположение».
На всякий случай навел винтовку на точку, где, по моему расчету, был вход в блиндаж командного пункта фрицев. Предположение мое оказалось правильным. Не прошло и получаса, как над бруствером показалась голова. Руки поднимали к глазам бинокль. Реакция была мгновенная. В доли секунды я выстрелил, и голова исчезла в окопе так же быстро, как и показалась. Я успел выстрелить ещё 2 раза, уложив офицера и солдата, причем последнего я уложил на бруствере.
Месяца 3 спустя попавший в плен немец подтвердил, что около командного пункта был подстрелен важный гитлеровский генерал, приехавший инспектировать участок фронта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему сержанту Идрисову Абухаджи присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Источник: оригинальная статья