×
Контекст

Охотник за бандеровцами: «В плане маскировки бандеровцы действовали умело. К примеру, неприметная телега — на деле забита оружием»

Из воспоминаний Шкепова Алексея Прокофьевича, служившего в 1945 г. на границе Польши и Западной Украины:

После излечения меня направили в Северную Группу Войск маршала Рокоссовского, в город Лигниц. Там видел и самого легендарного полководца, и его дочь. Я получил назначение на должность командира роты охраны штаба группы войск. Во время службы на этой должности мне довелось охранять комиссию по репатриации, прибывшую из Киева. Комиссия заседала в городе Перемышль, который к тому времени уже перешел к Польше. Тогда же на службу в польскую армию было направлено много наших офицеров. Помню, они даже носили польскую форму. Для работы комиссии выделили здание школы, а мою роту назначили охранять здание и членов комиссии. Такие меры предосторожности были предприняты потому, что в то время в Польше и Западной Украине бесчинствовали бандеровцы, Армия Крайова и прочая нечисть. Несколько недель комиссия работала нормально, но в одну из ночей бандиты организовали налет на здание школы. Они приехали на лошадях, и, как сейчас помню, в синих каракулевых жупанах. Мы заняли круговую оборону, завязался бой, в ходе которого мы побили довольно много нападавших, но и сами потеряли 25 человек. С тех пор комиссия заседала на польской территории только днем, а вечером я переводил их на советскую сторону.

Несколько раз доводилось участвовать в поимке бандеровцев. Нас тогда часто поднимали по тревоге, мы выходили на поиски и задержание банд. Поисковые группы формировались из польских и советских солдат, но при непременном командовании советского офицера. Иногда нам доводилось ловить бандитов на подходе, когда имелась достоверная информация о том, по какому маршруту будет идти банда. Надо сказать, что в плане маскировки бандеровцы действовали очень умело. Так, с виду неприметная телега с немудреным крестьянским скарбом на деле оказывалась забитой оружием и боеприпасами, которые доставлялись боевикам для проведения диверсий.

Однажды мне приказали взять одного из бандитских главарей. Мы знали, что он бывает у своей женщины на одном из хуторов. Ночью, взяв с собою двух солдат-поляков, мы подкрались к хате. Я подошел к окну и постучал. Внутри дома раздался крик: «Дай зброю!» (дай оружие — укр.). Я тут же выбил стекло и направил пистолет внутрь. При ярком лунном свете успел увидеть выбитое противоположное окно, через которое бандит сбежал. Намереваясь выстрелить ему вслед, я стал прицеливаться, и тут мне в руку вцепилась женщина, хозяйка дома… Даже не помню сейчас, удалось ли тогда задержать сбежавшего бандита.

Источник: Я помню



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Решайся, сынок!»: история о герое, который шел на верную смерть, спасая Чернобыльскую АЭС от еще более ужасной катастрофы
21 апреля 2023
Публицист Владислав Шурыгин рассказывает историю о герое, который шел на верную смерть, спасая Чернобыльскую АЭС от еще более ужасной катастрофы.
«К нам на хутор приехал инвалид с ребеночком. Так их "бульбаши" зарубили»: послевоенная Брестская область кишела бандеровцами и коллаборационистами
27 апреля 2023
Из воспоминаний партизанки Ольги Ивановны Мокрицкой о бандеровцах и белорусских коллаборационистах в Брестской области.
«Волкодав» НКВД Душанский — о том, как удавалось вычислять бывших полицаев в рядах Красной Армии
28 апреля 2023
«Волкодав» НКВД Нахман Душанский, которого как огня боялись «лесные братья», вспоминает о том, как велась агентурная работа по выявлению коллаборационистов и националистического подполья.
«Перед смертью издевались — звезды на теле наших солдат по живому резали»: «подвиги» поляков Армии Крайовой
25 апреля 2023
Из воспоминаний летчика-бомбардировщика Андрея Федоровича Редюшева о зверствах Армии Крайовой
Новости партнёров