Известный дореволюционный историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.О. Коялович писал:
«С самого начала монгольского ига над Россией, Литовское княжество, занимавшее до тех пор (до половины XIII века) незначительное пространство, быстро начало увеличиваться, распространяясь в глубь России, и к тому самому времени, когда Россию озарила мысль о будущей свободе (во времена Дмитрия Донского, в конце XIV века), Литовское княжество раскинулось на огромном ее пространстве и достигло высшего своего могущества, как государство самостоятельное.
К этому величию, народ Литовский немногочисленный, но окрепший в борьбе с суровой природою и людьми, казалось, был призван для того, чтобы, облегчая зло монгольского ига для югозападной России, сохранить ее от других врагов и самому слиться с нею в один народ, - русский по языку и вере. В то самое время, как югозападные русские области испытывали на себе силу Литовского оружия и убеждались в необходимости подчиниться новым владыкам, в то самое время они узнавали, что эти новые владыки жестокие враги Монголов, Поляков и Ливонских рыцарей и что их оружие счастливее всех в борьбе с врагами. Одна уже эта сила Литвы более страшная для врагов югозападных областей русских, чем для них самих, поставляла в благоприятные отношения оба народа – Литовский и Русский.
Правда, между этими народами было резкое различие в вере, языке и нравах жизни; но литовские князья старались сгладить это различие и во всяком случае показывали, что они одинаково смотрят, как на Литовцев, так и на Русских. Они оставляли в русских областях неприкосновенными православную веру и гражданское устройство»…
Источник: Коялович М.О. Литовская церковная уния. – СПб: Типография Николая Тихменева. - 318с.