×
Чемодан Чемодан

«Единственный путь исправить ситуацию на Украине — сделать рестарт и начать всё с нуля»

Чем отличается Чехия от Украины? Как украинские эмигранты из Европы оценивают ситуацию на родине? Видны ли из-за границы перспективы восстановления и развития страны и что для этого нужно сделать? Эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с героем рубрики «Чемодан», который в двенадцать лет переехал вместе с родителями из деревни в Ивано-Франковской области в Чехию. Сегодня Сергей работает в пражском офисе одной из аудиторских компаний «большой четверки».

Воспоминания о переезде

Вначале было сложно. Я не знал чешского языка, были трудности с английским. На Украине программа английского была легкой, а в Чехии на уроках я ничего не понимал. Дети обижали, как новенького, мы даже дрались иногда.

Но за год-два я адаптировался. Курс школьной математики в Чехии оказался более легким, чем на Украине. Учеба давалась без трудностей, я всегда заканчивал учебный год с грамотой, только с чешским языком были проблемы, проблемы с грамматикой до сих пор сохранились.

Мой родной язык украинский, но я владею и русским. На Украине ведь телевидение есть на русском, да и языки похожи. Еще я хорошо общался с другом из Молдавии, тоже на русском языке. В том, чтобы знать два языка, на Украине никогда не было проблемы.
Вначале было сложно. Я не знал чешского языка, были трудности с английским«Вначале было сложно. Я не знал чешского языка, были трудности с английским»

Четвертая волна эмиграции из Украины

Во второй половине 1990‑х на Украине, особенно в деревне, в которой мы жили, не было нормальной работы, чтобы обеспечить семью. И папа уехал на заработки: сначала работал на стройке, потом устроился на фабрику и забрал маму.

Изначально у родителей были планы заработать деньги на строительство дома. Но со временем они устроились на работу в немецкую фирму в Западной Чехии и стали получать по 800 долларов каждый. В то время это были хорошие деньги.

Когда я закончил шестой класс в школе на Украине, они забрали меня к себе.

В 1990‑х из нашей деревни единицы уезжали на заработки, сегодня — многие. Раньше нужно было копить деньги и делать документы, сегодня возможностей больше. Да и в Чехии теперь много фирм, которые помогают с оформлением необходимых документов.

Когда я переехал, никакого культурного шока не испытал, потому что ходил в Чехии в детский сад. Культура там славянская. Можно сказать, та же, что и на Украине.

Чехи и поляки не сильно отличаются от русских или украинцев — все похожи.

А вот жизнь в городе и деревне существенно отличается. На Украине я жил в маленькой деревне, а в Чехии оказался в 160‑тысячном городе. Тогда мне всё казалось новым и большим.

«Я — чешский украинец»

Кем я себя ощущаю спустя двенадцать лет жизни в Чехии? Корни мои, конечно, на Украине, ведь я там родился и вырос. Ощущаю себя чешским украинцем. Я привык к Чехии, но я же из Украины, поэтому назвать себя чехом не могу. При этом мне привычно жить в Чехии, я даже перенял местный менталитет: есть система, в которой всё работает, можно сказать, как часы.

У меня уже вошло в привычку вести себя так, как это в Чехии принято. Я очень ценю пунктуальность. На Украине, если договорились компанией встретиться в два часа, то все собираются только в полчетвертого. В Чехии не так — можно опоздать максимум на пятнадцать минут.

«Кем я себя ощущаю спустя двенадцать лет жизни в Чехии? Корни мои, конечно, на Украине, ведь я там родился и вырос. Ощущаю себя чешским украинцем» «Кем я себя ощущаю спустя двенадцать лет жизни в Чехии? Корни мои, конечно, на Украине, ведь я там родился и вырос. Ощущаю себя чешским украинцем»

«В Чехии есть стабильность»

В Чехии есть стабильность. Если ты стараешься, то можешь достичь результатов. Всё зависит только от тебя. Не надо иметь знакомых, каких-то связей — просто работаешь и без проблем себя обеспечиваешь.

Еще одно преимущество: очень хорошая медицинская страховка в Чехии. С зарплаты отчисляется 4%, и эта страховка покрывает даже сложные дорогостоящие операции. По украинскому телевидению я видел в новостях призыв собрать 80 тысяч евро на трансплантацию органов для ребенка, операцию должны были провести в Польше. В Чехии подобное медицинское обслуживание предоставляется за счет отчислений на страховку. Эта система намного лучше и совсем не похожа на то, что есть в России или на Украине.

На мой взгляд, жизнь в Чехии не имеет серьезных недостатков. Бюрократия здесь нормальная: рабочая, нет коррупции. Для тех, кто пошустрее, это недостаток, для меня — преимущество.

Правда, несмотря на все преимущества, иногда хочется поехать домой в деревню.

Глобальная урбанизация по-чешски и по-украински

У нас на Украине остались бабушки и дедушки, много друзей — связь поддерживаем. Я с мамой каждое лето езжу в нашу деревню и навещаю родственников.

Как там ситуация? Я не знаю, как в больших украинских городах: в Одессе или во Львове, — но в украинском селе возможностей мало: трудно найти нормальную работу. Поэтому все выезжают в города. В Чехии такая же ситуация. Например, в Праге можно без проблем зарабатывать 1 000 евро, а в чешских селах — только 400 евро.

На Украине стабильности нет

Основной недостаток жизни на Украине — отсутствие стабильности. В Чехии, как я уже говорил, если стараешься, то всё получится, а на Украине этого нет. Так, когда в стране началась война, гривна в 3–4 раза упала по отношению к зарубежным валютам.

Земан — агент Кремля?

Конечно же, президент Чехии Милош Земан не агент Кремля, хотя он воспринимается населением страны как пророссийский политик. Так все думают.

На последних выборах в январе молодежь за Земана не голосовала: он уже старенький, его бог любит.

«На последних выборах в январе молодежь за Земана не голосовала»

Чешской экономике нужна рабочая сила

В Чехии нет мигрантов с Ближнего Востока, которых много в Германии, чехи категорически против них. В страну последние три года приезжает очень много украинцев, поляков и словаков. Это чувствуется по дефициту на рынке аренды недвижимости. Люди приезжают, работы много, а жилья нет. Аренда квартир очень подорожала.

Чешская экономика готова принять много трудоспособного населения, в основном для работы на заводах. Индустрии требуется рабочая сила на производстве запчастей для авто. Сейчас в Чехии в этой отрасли бум.

Основная сложность в получении работы в Чехии — это принцип приоритетного трудоустройства местного населения. Работодатель, который хочет нанять иностранца, сначала должен сделать объявление и предложить работу чехам. В течение месяца это объявление должно находиться на бирже труда. Если никто не откликнется за это время, то можно нанимать иностранца.

Российско-украинские отношения: позиция украинской эмиграции

За украинскими новостями я не слежу. Когда бываю у папы, иногда смотрю украинские и российские новостные телепередачи. Не сильно в это вникаю.

У меня девушка из России. Мы с ней познакомились в Шотландии, она сейчас там учится. Договорились с ней, что после учебы она приедет в Прагу и мы в Чехии попробуем устроить совместную жизнь.

Кто виноват в ситуации на Украине?

Как воспринимается конфликт на Украине и ситуация в стране в целом украинцами за рубежом? Мы не любим Россию и не любим украинскую власть. Вот так, наверное.

Украинцы в Европе видят причину войны в том, что украинская власть не может найти выход из кризиса, а Россия ей в этом «помогает».

И когда я говорю «Россия», то, конечно, подразумеваю российскую власть. Войну заварили украинские и российские элиты. Мне кажется, именно такое мнение у большинства людей в Европе. Глупо говорить «не люблю Россию» или «не люблю Украину», потому что обычные люди не могут отвечать за действия тех, кто наверху, тех, кто всё это сделал.

Мою семью конфликт в Донбассе, слава богу, не затронул. У меня нет близких друзей или родственников, которые бы служили в украинской армии. Один одноклассник погиб на войне: в его БТР попала мина.

Реэмиграция едва ли возможна

Что должно произойти на Украине, чтобы я захотел вернуться жить в страну? Мне кажется, что это едва ли реально. Я вижу единственный путь исправить ситуацию на Украине — сделать рестарт и начать всё с нуля. Нужно убрать из страны всех тех людей, которые сидят наверху, и попросить помощь у Германии или Чехии, чтобы они прислали менеджеров и научили новых украинских политиков работать. Так, нужно побороть коррупцию. Если бы ее не было, мне кажется, Украина бы поднялась.

Я думаю, что своими силами восстановить и развить Украину будет очень сложно. Наверное, всё дело в украинском менталитете. Страна разворовывается, кругом сплошные взятки, и эта система устоялась.

Мне кажется, если бы на Украине была нормальная работа и стабильность, люди бы стали возвращаться. Но сейчас каждый день всё меняется, я уже об этом говорил.

Мой папа второй раз женился на женщине из Севастополя. Они хотели жить там. Папа купил дачу в Севастополе, начал стройку, а потом Крым стал русским. Где стабильность? Ты стараешься чего-то достичь, а в итоге ни в чём не можешь быть уверен наверняка.

«Что должно произойти на Украине, чтобы я захотел вернуться жить в страну? Мне кажется, что это едва ли реально»

Читайте также
«Что дальше? Да хоть камни с неба! Мы — на Родине!»: как поменялся Крым за последние четыре года
16 февраля 2018
Интервью с директором Института Русского зарубежья Сергеем Пантелеевым.
Блокада Донбасса: нелегкое положение тяжелой промышленности
18 февраля 2018
Почти год назад из-за блокады Донбасса власти ДНР приняли решение взять под внешнее управление целый ряд предприятий, которые до этого работали в украинском правовом поле. Сложно предположить, чем закончится этот смелый эксперимент, но промежуточные итоги неутешительны.
Миротворцы из Беларуси и Казахстана. Как Расмуссен хочет объединить Украину и Донбасс
21 февраля 2018
План бывшего генсекретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена по «наведению порядка» в Донбассе был представлен на прошлой неделе под названием «Может ли ООН объединить Украину?».
Польша и Литва как две стороны одной медали
20 февраля 2018
Президент Польши Анджей Дуда первый раз за четыре года полномочий посетил Литву. В ходе трехдневного визита он встретился с президентом Далей Грибаускайте, которая пообещала польскому лидеру поддержку в споре Варшавы с Брюсселем, а также указала на единение позиций Польши и Литвы в борьбе с проектом «Северный поток — 2».
Новости партнёров