Сегодня можно констатировать, что российская операция в Сирии перешла в рутинную фазу: русские много бомбят, сирийские войска медленно, но верно продвигаются на всех направлениях. Те, кто ожидал быстрого, сопровождаемого серией оглушительных правительственных побед поражения «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая группировка — прим. RuBaltic.Ru), возможно, разочарованы, вместе с тем результаты более чем обнадеживают.
То, что сирийские правительственные силы не одержали блицкриг, означает лишь невозможность такого события в текущем контексте. У сирийских властей никогда не было достаточно сил и средств для сосредоточения на основном наступательном направлении для достижения прорыва. Ко всему прочему не хватало и огневой мощи для подавления обороны ИГ в рамках организации наступления. Российская воздушная операция как раз и призвана обеспечить сирийским правительственным войскам такую огневую поддержку на земле. Вместе с тем участие России на этом не ограничивается.
Русские планомерно уничтожают ИГ: центры связи, склады с вооружением, логистические коридоры снабжения, лагеря подготовки и т. д. ВВС России по мере уничтожения большинства этих целей начали более плотно сопровождать с воздуха наземную операцию правительственных войск. Также на передовой усилилось взаимодействие русских военных советников с сирийскими подразделениями.
Более тесная координация и активное взаимодействие привели к серии тактических побед, среди которых полное освобождение стратегического города Сальма на северо-востоке провинции Латакия.
Вместе с тем сегодня России и Сирии пока не удается лишить ИГ основного козыря: остановить потоки завербованных террористической организацией наемников, главным образом поставляемых Турцией и другими странами. В этой связи неясен текущий баланс между убитыми сирийскими правительственными войсками боевиками и замещающих их свежими подкреплениями. На этом фоне медленное, но поступательное продвижение сирийцев по всем направлениям является хорошим сигналом, так как свидетельствует о том, что сирийский военный потенциал справляется с притоком новых сил ИГ.
Можно не сомневаться в том, что сегодня идет постепенное восстановление огневого потенциала правительственных войск. Во многом этому способствует Иран, который может получить от России любое современное оружие. Все это со временем приведет к стратегическому перевесу в пользу режима Асада.
Хорошей новостью для сирийцев также является отсутствие каких-либо новостей за последние несколько недель о действиях так называемой западной коалиции во главе с США. Это означает ее бездействие. Большая конференция в Саудовской Аравии стала полным провалом после выхода из ее состава Ахрар аш-Шам (Союз исламских салафитских бригад, объединенных для войны против армии правительства Асада, а также боевиков Шабихи и Хезболлы). Недавняя провокация Эр-Рияда в виде казни шиитского проповедника также не увенчалась успехом, так как не привела к пересмотру западных договоренностей с Ираном.
Похоже, сегодня Америка оказалась в сирийском тупике. Все, что мы слышим из Вашингтона, это непрекращающийся поток бессвязных комментариев. Что касается турок, то они столкнулись с ухудшением внутренней ситуации и, похоже, также находятся в замешательстве, так как не знают, что дальше делать с Сирией.
Именно Россия является сегодня решением сирийской проблемы. Каким бы не был ритм продвижения наступления сирийских войск против ИГ, все это благодаря Москве, которая добилась — в отличие от всех остальных — конкретных результатов.
Некоторое время назад Пентагон вынашивал идею курдского наступления при поддержке США и направленных на место натовских сил специального назначения на самопровозглашенную столицу Ракку, но быстро выяснилось, что Турция высказалась категорически против этого. К тому же курды отказались быть для американцев пушечным мясом в борьбе с ИГ.
Россия и Иран — в отличие от США, НАТО, Турции, Саудовской Аравии и ЕС — реализуют четкую долгосрочную стратегию в Сирии. Военные тактические успехи позволят им укрепить свою переговорную позицию по будущему Сирии. При любом развитии событий Россия решает одну из основных задач — отодвинуть террористическую угрозу от своих границ путем военного уничтожения Исламского государства за собственными пределами.
О том, что Россия пришла всерьез и надолго, свидетельствует недавно подписанное с правительством Сирии соглашение о военном присутствии, которое регламентирует бессрочное пребывание российских военных сил в стране.
Сегодня пресса активно рассуждает о возможной российской наземной операции. Вместе с тем власти России и военные эксперты исключили такую возможность. Военно-воздушная переброска армейских подразделений при поддержке военно-морских сил РФ идет вразрез с военной доктриной и несет в себе серьезные потенциальные риски. Вряд ли Кремль пойдет на такие опасные маневры без какой-либо крайней необходимости.
Россия в Сирии планомерно реализует собственный план:
-
Стабилизация правительства Сирии (сделано);
-
Война на истощение ИГ (ведется);
-
Восстановление военного потенциала (ведется);
-
Противодействие установлению США эксклюзивной беспилотной зоны (сделано);
-
Принуждение Америки к переговорам с Асадом (ведется);
-
Подрыв турецкой и саудовской поддержки ИГ (ведется);
-
Максимальная интеграция вооруженной антиасадовской оппозиции в антиигиловский фронт (ведется);
-
Оказание военной помощи Ирану (ведется);
-
Удержание ИГ как можно дальше от Кавказа и Центральной Азии (ведется);
-
Убеждение европейских союзников в контрпродуктивности их ближневосточной позиции и необходимости сотрудничества с Россией по восстановлению стабильности (отсутствие результата);
-
Внесение раскола между США и ЕС (отсутствие результата).
Российский план, основанный на краткосрочных и долгосрочных задачах, имеет все шансы на успешную реализацию основных его пунктов. Время играет на руку Москве, а постепенное переосмыслением Европой глобальной дестабилизирующей роли США со временем будет способствовать и продвижению по последним двум пунктам российской международной повестки.