Такое ощущение, что к этой знаменательной дате готовится этакий пиар-продукт – «ребята, пора апргрейдиться!».
Вот несколько реформ, анонсированных или уже реализуемых в последнее время (оценку не даю, просто перечисляю инициативы – чтобы стало понятно, как интересно мы будем жить в ближайшее время):
1. Налоговая реформа
Введение прогрессивной шкалы подоходного налога, рост социальных взносов, сокращение возможностей получения налоговых льгот (ужесточение налоговой политики в отношении микропредприятий, гонораров, возможностей возврата уплаченных налогов).
Ужесточение фискальной политики в целом – СГД превращается в карательный орган: проверки, проверки, проверки.2. Реформа образования
Сокращение количества вузов. Централизация и переструктуризация системы общего образования, подразумевающее опять же сокращение числа учебных заведений, а также иную градацию школ: не всем суждено остаться 12-летками.
Выживут только школы, способные обеспечить приток учащихся.
Вероятно, будет осуществлена попытка жесткого деления среднего образования на академическое и профессионально-специализированное – с учетом запросов рынка труда.
3. Система здравоохранения
Здесь самый мрак, потому что очевидно, что дальше так жить нельзя, но реально никто до сих пор не представил ни анализ происходящего в системе здравоохранения, ни внятные предложения, как можно ее реформировать.
Боюсь, что, правда – предельно проста и мрачна: подступиться страшно, а идей – нет вообще. Но, подозреваю, что в условиях старения общества (пациентов все больше, налогоплательщиков все меньше) и дефицита кадров (врачей и медперсонала все меньше), все закончится жесткой централизацией стационарных услуг, введением обязательного страхования здоровья, обеспечивающего минимальную корзину услуг.
Ключевое слово – «минимальная». Остальное – за свои.4. Реформа системы государственного управления
Инициатива Раймонда Вейониса ввести прямые президентские выборы, расширив естественно полномочия президента (Сейм утверждает только премьер-министра, а самих министров – президент), хоть и не вызвала естественно восторга у политической элиты, будет продвигаться.
Можно спорить о методах, предложенных Вейонисом, но сам факт – наличие кризиса в системе государственного управления – отрицать невозможно.
После вступления в ЕС и НАТО Латвия естественно отдала часть своего суверенитета международных организациям. Больше всего в правах был поражен Сейм, поскольку Латвия является парламентской республикой. Фактически сегодня Сейм голосует за одно важное решение – утверждает правительство, а далее центром власти становится Кабинет министров, Сейму уготована лишь роль бесперебойной машины для голосования.
Это – явная разбалансировка системы государственного управления, поскольку нарушен (при соблюдении внешних формальных процедур!) сам базовый принцип разделения законодательной и исполнительной властей.
Исполнительная власть диктует правила игры, а законодательная находится в подчиненном положении. Система парламентских выборов не обеспечивает смену элит, поскольку появление «новых» политических сил – это лишь перегруппировка внутри сформировавшегося пула правящей элиты, незаинтересованной в расширении своего круга.
Ситуация усугубляется отрегулированной за годы практикой недопущения к принятию каких-либо решений оппозиции – сколько бы толковые предложения от нее бы ни исходили.
Поскольку в течение 25 лет в вечной оппозиции находятся политические силы, за которые голосуют преимущественно русскоязычные граждане, то нужно констатировать: «засор» системы государственного управления напрямую связан с тем, что нынешняя правящая элита сделала выбор не в пользу формирования политической нации, а поставило во главу угла национальность.
А теперь мы видим вялые попытки подмигнуть русскоязычному населению: то Вейонис обещает младенцам-негражданам автоматическое получение гражданства, то пятерка раскольников из «Единства» обещает отказаться от этнических линий.
А еще система государственного управления не может функционировать без поддержки на местах – это, во-первых. Во-вторых, реформы в сферах образования и здравоохранения, сводящиеся фактически к централизации учебных и лечебных заведений, автоматически актуализируют вопрос о необходимости проведения новой административно-территориальной реформы.
В 90-х у нас было более 500 самоуправлений, спустя пару десятков лет их стало чуть более 100. Много, не? Для страны, в которой продолжает драматически уменьшаться население?
Вот примерно так: здравствуй, (нужно вставить), Новый год!
Можно ли не проводить эти реформы? Нет. Просто потому, что базовый ресурс существования государства – это люди, хотя четверть века об этом политическая элита предпочитала не задумываться. А людей – все меньше. Теперь не задумываться не получается: люди-то оказывается еще и налогоплательщики! Меньше людей – меньше денег.
Работодатели уже кричат о дефиците рабочей силы, а демографы рисуют мрачные перспективы вымирания. Следующий этап: тяжелое признание – сами не справимся, надо завозить. А если так, то нужно менять что-то не только во всяческих государственных системах, но и в мозгах – не только элиты, но и избирателей. Ведь, если так, то страна уже никогда не будет прежней.
Страна, общество – это живой организм, а не законсервированный этнографический музей.
Будут ли реформы успешными? А вот не факт - настоящих буйных мало (с). Совсем не факт. И, пожалуй, это пугает более всего. «Жирные годы» мы уже упустили. А дальше, если продолжать в том же духе, страна превратитится просто в буферную территорию доживания. Что приятно - у моря. Что неприятно – без будущего.
И немного патриотического – вот не хочется такого. Совсем не хочется.