Потолок цен на российскую нефть скоро вступит в силу. Европа, уже пострадавшая от собственных санкций, встревожена, пишет "Хуаньцю шибао". А Вашингтон подстраховался и защитил энергетическое взаимодействие с Москвой. Он вновь доказал: "дружить" с США — опасное дело.
По недавним сообщениям, возглавляемая США "Большая семерка" и Австралия договорились к концу ноября окончательно согласовать потолок цен на российскую нефть. 5 декабря они должны объявить конкретные правила работы нового ограничения, в результате чего уже долгое время обсуждаемый документ об установлении потолка цен вступит в силу. С помощью этого шага Соединенные Штаты не только хотят сделать так, чтобы российское черное золото продолжало поступать на международный рынок, но также собираются снизить мировые цены на энергоресурс и сократить бюджетные поступления Кремля. Так США собираются убить двух зайцев одним выстрелом: наложить новые санкции на Москву и снизить собственную инфляцию. Такие радужные мечты не просто наполнены звоном денег, но и слишком однобоки и идеализированы. Их можно назвать проявлением американских двойных стандартов, ведь Вашингтон как всегда считает себя самым умным.
Соединенные Штаты всегда выступали за соблюдение "международного порядка, основанного на правилах" и прославляли себя как защитника правил рыночной экономики. При этом они нередко вешали на другие страны ярлыки "нерыночной экономики" с "нерыночным" управлением. Но так называемая рыночная экономика уже давно превратилась в прикрытие для Америки, стремящейся к гегемонии и личной выгоде. Любой, кто обладает элементарными знаниями в этой сфере, понимает, что главная особенность данного типа экономики состоит в том, чтобы позволить рынку играть решающую роль в распределении ресурсов, а также продвигать эффективную и справедливую конкуренцию. С точки зрения основных экономических принципов спрос и предложение должны определять цены на товары. "Большая семерка" во главе с США только что в открытую установила потолок цен на российскую нефть, что является образцом нерыночного поведения. А если вспомнить о ряде мер, принятых за последние годы Соединенными Штатами, то все они нарушают правила рынка: развязывание торговой войны, принятие акта о чипах, выдача субсидий в отрасли электромобилей исключительно американским компаниям и формулирование новых правил экспортного контроля. Нетрудно заметить, что поведение США продиктовано двойными стандартами, стремлением к гегемонии, тирании и запугиванию других держав.
Штаты обманули своих союзников, заставив их пойти в атаку, а сами заработали кучу денег.
Подстрекаемая Вашингтоном Европа ввела несколько раундов санкций против России, нацеленных на ее нефть и газ, но с приближением зимы она места себе не находит, пытаясь добыть энергоресурсы в других местах. Тем временем американские энергетические компании получают огромные прибыли. Данные показывают, что чистый доход зарегистрированных на бирже нефтегазовых компаний, работающих в США, во втором и третьем кварталах этого года достиг 200,2 миллиарда долларов.
Соединенные Штаты не забыли защитить себя после вступления в силу акта об ограничении цен. 10 ноября министерство финансов США опубликовало заявление о продлении срока действия лицензии на операции, связанные с энергетикой, с несколькими российскими банками. Предыдущий крайний срок приходился на 5 декабря — день, когда должен вступить в силу новый приказ. Американцы упорно работали, чтобы обеспечить собственную безопасность, в то время как их бедные союзники жалко качаются на холодном ветру под злым дождем. Все это действительно иллюстрирует слова Генри Киссинджера: "Быть врагом Америки может быть опасно, но быть другом Америки — фатально".
Что касается политических последствий, то будущий акт об ограничении цен, вероятно, вызовет лишь рост тревоги.
Во-первых, Россия не собирается связывать себе руки и не позволит легко себя поймать. Она уже успела столкнуться с бесчисленными санкциями со стороны Запада и на этот раз точно не сдастся. Москва сейчас атакует во всю мощь: она отреагировала жестко и решила прекратить экспорт нефти в страны, которые устанавливают потолок цен. В условиях сложного восстановления мировой экономики торговля нефтью по-прежнему остается типичным рынком продавцов (где спрос превышает предложение, — прим. пер.). Доходы России, получаемые из-за сокращения экспорта энергоресурсов и увеличения цен, намного превышают ее расходы на спецоперацию на Украине, поэтому нельзя исключать вероятности того, что сокращение добычи в РФ вызовет рост глобальных цен на черное золото. Кроме того, Москва может начать "дифференцированную войну": использовать другое энергетическое оружие в своих руках — природный газ — в качестве рычага давления.
Во-вторых, сформировать альянс для ограничения цен трудно. С марта Индия и Турция значительно увеличили объем закупки нефти в России, и предполагается, что годовой доход Москвы от энергоносителей вырастет на 38%. Пока Турция, Индия, Китай, страны АСЕАН, Бразилия и Аргентина не участвуют в союзе по установлению ценового потолка, "Большой семерке" будет трудно достичь своей цели.
В-третьих, у Запада есть свои собственные опасения на этот счет. Вашингтон возглавил энергетические санкции против России, но он беспокоится, что эмбарго подтолкнет стоимость нефти и увеличит внутреннюю инфляцию в США. Германия и Франция столкнулись с "кризисом прекращения поставок газа" и выразили готовность продолжать переговоры с Путиным, чтобы обеспечить себе стабильную транспортировку энергоресурсов. Япония в значительной степени зависит от импорта, поэтому предложила исключить топливо, поставляемое по нефтегазовому проекту "Сахалин-2", из акта об ограничении цен.
Это ложь, что США навязали миру установление потолка цен с целью ослабить давление на глобальную стоимость нефти. В действительности это было сделано, чтобы захватить контроль над ценами и рынком.
В прошлом Соединенные Штаты корректировали стоимость энергоресурса, прося нефтедобывающие страны Ближнего Востока увеличить или уменьшить добычу, но на этот раз они решили напрямую установить фиксированную цену на нефть и потребовать, чтобы другие страны покупали исходя из нее. Если государства будут сотрудничать с ними в этой инициативе, то Вашингтон, вкусив сладость, может принять меры по ограничению цен и на другие товары в качестве санкций. В современном глобализованном мире любой может стать его следующей жертвой. Как заявил министр финансов Индонезии, Саудовская Аравия и ОПЕК отреагировали таким образом (сократили добычу нефти), чтобы помешать США "использовать цены на сырьевые товары в качестве геополитической цели". Как только подобный прецедент будет создан, он усугубит глобальную экономическую тревогу, и никто не знает, кто станет следующей мишенью Америки.
5 декабря, дата вступления акта об ограничении цен в силу, приближается. Вероятно, чувствуя возможность неудачи или даже полного провала, министр финансов США Джанет Йеллен, вопреки своей обычной риторике, заявила, что покупка Китаем российской нефти полностью соответствует ожиданиям западных стран, а установление потолка цен выгодно покупателям черного золота у РФ, таким как Пекин и Нью-Дели. Йеллен сделала вид, что этот акт принесет пользу Поднебесной, тем самым выставив черное за белое.
Цель Соединенных Штатов совсем не в том, чтобы побудить Пекин покупать российскую нефть, а в создании иллюзии того, что КНР сотрудничает с американскими мерами по ограничению цен.
В то же время они хотят спровоцировать Китай использовать ограничение цен в процессе торговли с Россией и вбить клин между двумя державами.
"Слабость и невежество никогда не становятся препятствием для выживания, в отличие от высокомерия". Будучи глобальным товаром, нефть не является и не должна быть политическим инструментом или оружием. Правильный путь для всех стран должен заключаться в том, чтобы играть конструктивную роль в поддержании глобальной безопасности энергоснабжения, а не пытаться удовлетворить собственный эгоизм. Пытаясь играть с двойными стандартами и считая себя самыми умными, вы в итоге только выстрелите себе в ногу.