Русским людям давно пора понять одну простую вещь. Очень многие народы вовсе не желали освобождения от фашизма, и более того, отлично и комфортно себя чувствовали при немецкой оккупации.
Эстонцы весьма охотно вступали в дивизии СС, и многие из тех, что не вступали совершенно не переживали, что на улицах флаги со свастиками развеваются. Без рефлексии наблюдали за окончательным решением еврейского вопроса, а то и сами по мере сил помогали.
Левое движение в Прибалтике в предвоенные годы не было особенно сильным, по сути во всех трех республиках строили национальные государства, причем вполне себе диктаторского типа. И приход гитлеровцев для многих людей мало что идеологически изменил. Ну собственно, они жили в квазинацизме, а теперь будут частью нацистской большой империи.
Претензии к советской власти у многих в Прибалтике состояли как раз не в том, что она начала частную собственность забирать (хотя и в этом тоже), а в том, что с приходом советской армии закончились национальные, расово верные маленькие государства, где небольшие народы, взяв власть, поделили граждан по сортам.
Ну, скажем, почитайте про отношения латышей и немцев в Риге до 1918 года и после него, и, например, в 1930-е годы.
После распада СССР, молодым республикам было немного неловко совсем уж открыто признаваться в симпатиях к нацизму. Поэтому была создана мифология о борьбе за свободу. Где нацистская Германия тоже вроде как была оккупантом. Но таким своим, более понятным и расово близким. А СССР/Россия — это вечная злая империя, которая спит и видит, как бы прибалтов захватить.
Ну и плюс поколение тех, кто воевал в «лесных братьях» или подразделениях СС еще не до конца ушло. А память о местных ветеранах Красной Армии давно зачищена.
Поэтому наши вполне искренние рассуждения о том, что земля Прибалтики полита русской кровью и нельзя трогать памятники, натыкаются на глухое непонимание.
Они искренне все уверены, что освобождали их солдаты вермахта, а советские — оккупировали, и они вообще не просили никого выгонять немецких старших товарищей, неплохо же жили под ними.
Это мы еще живем в советской парадигме дружбы братских народов большого СССР. А в бывших республиках давным-давно живут в совершенно отличной, глубоко национальной информационной и идеологической среде.
Пора бы нам это понять. И перестать вызвать к голосу какого-то разума. Потому что там мыслят в другую совсем сторону.
То есть мы им:
—Да мы же вас от фашистов освободили!
А они нам:
— А зачем? Мы с ними жили же душа в душу, и вообще планировали помогать им оккупировать Россию и кормиться с этого на правах любимой прислуги. И тут вы, русские свиньи Германию разгромили. Не забудем, не простим.