Юрия Алексеева выпустили из-под ареста. Это хорошая новость. Но в чем была причина ареста Алексеева?
Вначале я подумал, что это как-то связано с нашим приглашением на Европейский Русский форум. Две недели до ареста шла переписка с прокуратурой на предмет разрешить Юрию поучаствовать в этом мероприятии в Брюсселе, для чего надо было на время отменить ему подписку о невыезде, выданную в связи с расследованием по старым околополическим делам.
К этому моменту Генеральная прокуратура ЛР уже не дала добро на выезд к нам Александру Гапоненко и Владимиру Линдерману, которые находятся тоже под следствием. Основание — им запрещено общаться между собой.
В отношении Алексеева такого ограничения не было, и мы надеялись, что его все же выпустят. Однако последовал отказ, в котором выражалось опасение, что Алексеев не вернётся в Латвию, а кроме того утверждалось, что участие Юрия Алексеева в мероприятии Европарламента ... «не является обязательным».
Однако мы изначально планировали задействовать Юрия в качестве ведущего дискуссии молодежной секции нашего Форума. Я написал об этом в прокуратуру и пообещал как депутат Европарламента и организатор Форума гарантировать возвращение Юрия из Брюсселя в Латвию. Обещать я это мог, поскольку Алексеев — человек обязательный и меня никогда не подводил. Последовало молчание, очевидно в прокуратуре не знали, как ответить.
Через три дня сообщили, что они не будут рассматривать мою просьбу, поскольку я не являюсь... стороной процесса!
Вот такой наш особый латвийский бюрократический юмор.
Мог ли быть арест Юрия связан с желанием помешать ему выехать в Брюссель? Думаю, что нет. Это совпадение. В эти же дни произошли другие события, которые могли привести к аресту. Вначале была статья Алексеева на ИМХОклубе, содержавшая оценку массовых депортаций сталинского времени и их сравнение с практикой интернирования в других странах.
Я лично не согласен с позицией автора, приравнивающего одно к другому, но я убежден, что выразить её он имел полное право.
Для того и необходима публикация спорного мнения, чтобы за этим последовал спор, порождающий истину. Но латышская элита не поддерживает терпимого отношения к спорам, она в последнее время вообще отказывается дискутировать. Зачем ей логика и аргументация, когда есть органы госбезопасности, а на дворе почти 1937 год?
Ответом на статью Алексеева стала передовица в газете «Правда», ой извините «Латвияс Авизе» от 23 ноября 2018 года. От имени возмущенной общественности её написал историк Юрис Цигановс. Он домыслил несказанное в статье Алексеева: «...всем ясно, что, рассказывая о высылке крымских татар, он (Алексеев) оправдывает сталинские репрессии против латышей...» И далее Цигановс изложил свои эротические фантазии, как бы он на месте Алексеева был бы счастлив стать «невинной жертвой», когда в ответ на «какую-нибудь гадость про страдания латышей» в дверь Алексеева «постучатся латышские нацисты, пардон Полиция безопасности». То, что кавычках — это слова Цигановса в моем переводе. Оригинал его высказываний можно прочитать на приложенных фотографиях (см. ниже — прим. RuBaltic.Ru).
Передовица в партийной газете — руководство к действию для органов госбезопасности...
За ним пришли, постучали в дверь, забрали «врага народа», на которого в «Латвияс Авизе» указали пальцем бдительные граждане.
Слава Богу, суд Латвийской Республики пока не живёт по понятиям 1937 года. Через двое суток суд отпустил Алексеева. На долго ли? До следующего открытого письма в газете?