Участник Studia Baltica Кирилл Кириллов (Беларусь) продолжает вести дневник школы.
Во второй день Studia Baltica состоялся коллективный просмотр документального фильма «Поколение разлома», который создали непосредственно организаторы международной летней школы.
Картина состоит из комментариев молодых людей из разных стран постсоветского пространства (в среднем 25–30 лет), которые высказываются по поводу прошлого, настоящего и будущего нашего общего региона. Кроме того, фильм оснащен прекрасными кадрами красот природы и архитектуры Беларуси и Кыргызстана, России и Армении, Казахстана и некоторых других республик, что не может не тронуть зрителя за живое.
Участники школы обратили внимание, что мнения героев фильма весьма схожи в положительном отношении к советскому прошлому и оптимистичном отношении к общему будущему наших народов.
После просмотра состоялась дискуссия. По мнению некоторых зрителей, в фильм было бы здорово добавить конфликт мнений — «за» и «против» евразийской интеграции, чтобы вызвать у зрителей желание взвесить разные позиции и самостоятельно прийти к каким-то выводам.
Однако несмотря на это, большинство участников все же абсолютно положительно оценили картину, сославшись на то, что сегодня наоборот необходимо акцентировать внимание лишь на положительном опыте нашего общего прошлого.
Участница школы, сотрудник редакции общественно-политического портала «СОНАР-2050» Таисия Лабуркина:
«Этот фильм помогает увидеть тот позитив относительно СССР, который есть в головах молодого поколения. Наши дети и, тем более, внуки уже не будут чувствовать никакого следа "советскости". Приятно, что нет негатива, нам его и так всегда хватает».
Участник школы, представитель Республиканской Конфедерации предпринимательства (Беларусь) Антон Поддубицкий:
«Просмотренный фильм смог пробудить во мне эмоции, а это значит, что он работает и выполняет свою задачу: заставляет задуматься и решить для самого себя, что потерял, а что приобрел».
Участник школы Владимир Нежданов (Тюмень):
«Фильм, который мне удалось посмотреть, нельзя назвать безынтересным. В рамках картины сделана попытка показать портрет поколения, который описывает взгляд молодых на СССР 25 лет спустя.
Важно, что никто из героев фильма по-настоящему никогда нежил в СССР. Однако, как и во всяких воспоминаниях, мы имеем дело с конструкцией, с искусственным мнением, которое складывалось в государстве, обществе, социальном классе и семье, дополнялось личным путанным опытом.
Бесспорный плюс фильма — начало диалога по взгляду на российское прошлое, попытка его понимания. Однако бесспорный минус, на мой взгляд, отсутствие выборки респондентов, которые в рамках картины относились к знакомым и друзьям авторов, что вводило нас в определенные рамки, которые не позволяли видеть и чувствовать целостность портрета поколения».