Не первый день продолжаются споры вокруг Алексиевич. Поначалу не хотел в них участвовать, но, пожалуй скажу свое слово.
Не собираюсь говорить о том, достойна она своей награды или нет. Понимаю, что в роли литературного критика выгляжу нелепо. Лично я ее прозу читать не могу. Слишком эмоционально, слишком по-женски и непривычный формат. Хотя многим нравится, а о вкусах, как известно, не спорят.
Нобелевскую лекцию не слушал, но читал. Впечатления смешанные. Сначала несколько пронзительных цитат «голосов» — мощный удар по эмоциям. Потом еще цитаты разных лет — Афганистан, Чернобыль, крах СССР... Трагедии конца 20 века глазами маленького человека в изложении эмоциональной женщины, многое повидавшей, но оставшейся идеалисткой.
Алексиевич несовременна. Она до сих пор живет эпохой «Красного человека», а мир живет реалиями 21 века. Совершенно другими, но не менее сложными.
Впрочем, «я художник, я так вижу». Писательнице, в отличие от политика, такое вполне можно простить.
Не смогу я ей простить, пожалуй, предпоследней части выступления, где она цитирует услышанное в поездках по России. Услышать там, конечно, можно разное.
Россия велика и неоднозначна. А приведенная подборка вполне однозначна.
В ней — средоточие ненависти в адрес России, русского народа. И как представитель этого народа я принимаю это и на свой счет. Концовка испортила все впечатление. Читать Алексиевич мне больше не захочется никогда.