Большая эйфория по поводу того, что в сирийском конфликте демократически настроенный народ воюет против кровавой диктатуры Башара Асада, уже давно утихла. В свое время королевский дом Сауда решил заменить непокорного президента Сирии на другого лидера. Так как у каждого авторитарного режима есть и тайные, и открытые противники, вопрос был только о финансовой и международной поддержке. В 2011 году ободренные и профинансированные Саудовской Аравией противники Асада начали местную «арабскую весну», которая незаметно переросла в кровопролитную гражданскую войну.
К середине 2013 года стало ясно, что сотен миллионов династии Сауда слишком мало. Силы оппозиции слишком слабы, чтобы самостоятельно победить силы Асада. Свергнуть Асада можно было только при помощи иностранных сил, желательно вооруженных сил США. Как заполучить вовлечение армии США в сирийскую гражданскую войну? Тогдашний американский президент Барак Обама провел «красную линию».
США военным путем вмешаются в сирийский конфликт только в том случае, если будет доказано, что режим Асада применяет химическое оружие против гражданского населения.
На тот момент Сирия была одним из немногих государств мира, которые не ратифицировали конвенцию о запрете химического оружия. На вооружении Сирии были значительные запасы очень опасных химических веществ, накопленные на случай потенциального конфликта с Израилем.
Как только стали известны условия, при которых армия США вторгнется в Сирию, химическое оружие там было моментально применено. 21 августа 2013 года начиненная зарином химическая ракета была выпущена по гражданскому кварталу контролируемого оппозицией города Гхоута, в результате чего были убиты десятки невинных людей.
Еще тогда Neatkarīgā писала, что президенту Асаду ни в коем случае не было нужно такое бессмысленное с военной точки зрения применение химического оружия. В свою очередь, лидеры оппозиции сразу же после взрыва химической ракеты призвали США начать войну в Сирии.
Применение химического оружия в Сирии в 2013 году доказано, но ответ на вопрос о том, кто выпустил ядовитый газ на бессмысленную с военной точки зрения цель, неизвестен.
Президент Сирии, понимая риски, согласился ратифицировать конвенцию о запрете химического оружия и уничтожить все химическое оружие. Уничтожение всего имевшегося в распоряжении Асада химического оружия было завершено в августе 2014 года. Однако на территориях, контролируемых вооруженной оппозицией (включая оккупированную т.н. «Исламским государством» (запрещенная в России организация — прим. ред.) часть Сирии), проконтролировать уничтожение химического оружия было невозможно.
С 2015 года благодаря военной поддержке России стратегическая инициатива на стороне президента Сирии, и для разгрома оппозиции нет необходимости в химическом оружии. Алеппо был занят при помощи обычных вооружений.
Новый поворот в сирийском конфликте обозначился 30 марта этого года, когда посол США в ООН Никки Хейли заявила, что свержение президента Сирии Башара Асада больше не является приоритетом США: «Наш приоритет больше не заключается в том, чтобы фокусироваться на избавлении от Асада».
Такой поворот означал бы крах политики Саудовской Аравии в Сирии и позор для королевского дома Сауда. Потрачены миллиарды. Прежде процветавшая страна превращена в руины. Пять миллионов сирийцев стали беженцами, а самый влиятельный в мире королевский дом бессилен, чтобы сбросить мелкого сирийского выскочку.
4 апреля от сильно ядовитого вещества в контролируемом мятежниками городе Хан-Шейхун (провинция Индлиб) погибло несколько десятков мирных жителей, в том числе детей.
Оппозиция обвинила Асада в химической атаке. Главные доказательства — свидетельства местных жителей, которые утверждали, что в то время, когда над городом летали бомбардировщики, было ясно видно, что с них распыляются химические газы.
Я понимаю необходимость для всех демократических сил мира поддержать интересы королевского дома Сауда в Сирии. Такой толерантный и демократический режим, который существует в Саудовской Аравии, надо поддерживать всеми ресурсами США и ЕС.
Но я не забыл основы военного обучения. Ядовитые газы по ветру распылялись во время Первой мировой войны, и то только до середины 1917 года. Американцы на войне во Вьетнаме распыляли с самолетов дефолианты, чтобы можно было сжечь джунгли, в которых прятались партизаны. В наши дни химическое оружие заполняется в артиллерийские снаряды, боевые ракеты и авиационные бомбы.
Если действительно какая-то сила в Сирии применяет химическое оружие, то прежде, чем выдвигать обвинения, было бы разумно выяснить, где те злодеи, которые совершают преступление против человечности. Если затрагиваются интересы королевского дома Сауда, то виновных искать не нужно?
Уже 5 апреля посол США в ООН Никки Хейли изменила тон и заявила, что президент Сирии Башар Асад это человек без совести. США пригрозили действовать в одностороннем порядке — без мандата Совета безопасности ООН.
Война остается войной. Нет большой разницы между зверствами, совершенными силами Асада и «демократически-умеренной оппозицией». Если войска Асада «кроваво» убивают взятых в плен противников, то силы умеренной оппозиции пленных пытают, а потом зверски убивают, апеллируя к демократическим ценностям.
В интересах человечества не встать на одну из двух конфликтующих сторон. В интересах человечества добиться, чтобы за преступления против человечности наказывались не только те, что выполнял приказы, но и те, кто их отдал: те правительства, которые начали конфликт, финансировали его и снабжали оружием. Только, к сожалению, мир еще не готов наказывать за гнусность главных виновников — лидеров сверхдержав.
Оригинальная статья