На прошлой неделе член клуба «20 августа» Тийт Маде предложил государству жесткое решение в отношении неграждан: обязать эстонских «серопаспортников» либо выучить язык и сдать экзамены, либо взять гражданство одной из соседних стран (России, Украины и т.д.).
Еще в феврале телеканал ETV+ опросил известных спортсменов, музыкантов, журналистов и общественных деятелей, как им живется в статусе неграждан. Их реплики стали ответом г-ну Маде. Ответом, который сформулировали раньше вопроса.
Музыкант Юрий «Юрбан» Новиков
«Серый паспорт удобен для поездок по Шенгену и России.
У меня была такая политика, что я не пойду сдавать экзамен на гражданство и приму его только в случае, если паспорт принесут мне домой, так как свою лояльность стране я уже доказал — я здесь живу и работаю».
Детский психолог Елена Парфенова
«Я обладатель серого паспорта, хотя родилась и всю свою сознательную жизнь живу и работаю на благо Эстонии. Очень люблю свою страну и любовью к ней заразила множество людей в разных странах. Как получилось, что я оказалась обладателем этого документа?
Это я считаю не своей проблемой, а проблемой государства, которое придумало этот институт».
Елена Парфенова
Тренер «Инфонета» Александр Пуштов
«Я являюсь (на момент записи интервью - прим. etvpluss.ee) старшим тренером клуба "Инфонет". Клуб, который в 2016 году стал чемпионом страны. Я лично был удостоен звания "лучшего тренера".
В историю эстонского футбола я вошел как человек, который забил первый гол после официальной встречи после восстановления независимости страны.
Меня, в общем-то, наличие серого паспорта не ограничивает ни в моих человеческих правах, ни в правах избирателя.
Единственные моменты, которые возникают — при выезде из страны, в те страны куда нужно оформлять визы.
Себя всегда считал и считаю гражданином этой страны и если встанет выбор определиться с гражданством, конечно, я приму гражданство Эстонии.
На сегодняшний день, я думаю, знание моего эстонского языка позволяет пойти и сдать экзамен. Единственное, что для этого нужно найти время. Если государство примет решение предоставить мне гражданство, я, конечно, с удовольствием этим правом воспользуюсь. Если нет, то все равно в ближайшее время я выполню эту задачу, пойду сдам экзамен — для меня это не составляет большой проблемы на сегодняшний день».
Журналист Игорь Савельев
«У меня серый паспорт и я здесь родился, мама родилась здесь, на днях ей исполнилось 70 лет. Мы все прожили все эти годы в Эстонии, поэтому вопрос о другом гражданстве не стоял. У меня был, конечно, паспорт гражданина Советского Союза, но вынужден был взять вот этот паспорт лишенца.
Поэтому я считаю, что это паспорт именно лишенца, потому что по сути нас лишили возможности именно выбирать — быть гражданином Эстонии или быть гражданином другой страны.
Игорь Савельев
Я не собирался брать гражданство другой страны, поэтому был вынужден взять серый паспорт.
В 1993 году я предпринял попытку получить эстонский паспорт, но мне тогда отказали. Года три-четыре назад я сдал экзамены на категорию, но вот сейчас раздумываю — есть смысл брать паспорт или нет смысла.
В какой-то степени есть чувство обиды, но здесь может быть совокупность различных эмоциональных чувств: с одной стороны я считаю, что Эстония — моя родина, я достоин эстонского гражданства, я должен был бы его получить и я могу это сделать, но, с другой стороны, мне хочется, чтобы и государство сделало ответный шаг в мою сторону.
Если бы было сделано предложение, то я бы наверное эстонский паспорт взял, но, с другой стороны, второй раз идти просить гражданство я уже, наверное, больше не буду».
От редакции ETV+
Из ответов четко видно, что настоящая причина кроется не в поиске финансовой выгоды для себя (чаще всего в качестве причины политики приводят желание «серопаспортников» сэкономить на российской визе, например, Керсти Кальюлайд в интервью DW), а четкое убеждение, что люди заслужили гражданство своим вкладом в благосостояние, экономику и культуру Эстонии и не считают нужным дополнительно доказывать свою лояльность Эстонии в виде экзамена на гражданство.