Литва - Россия, Литва – Украина, Изменения в оформлении виз); Внутренняя политика (К выборам президента в 2014 г.); Экономика и Бизнес. "/>
×
Обзоры Обзоры

Обзор политической ситуации в Литве 17–24 января 2014 г.

Источник изображения: kurierwilenski.lt

Содержание обзора: Внешняя политика (Литва - Россия, Литва – Украина, Изменения в оформлении виз); Внутренняя политика (К выборам президента в 2014 г.); Экономика и Бизнес. 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Литва - Россия

Российский «Роспотребнадзор» после устранения замечаний литовскими производителями отменил запрет на импорт продукции литовской молокоперерабатывающей компании Rokiskio suris.

Министерство просвещения и науки Литвы скептически восприняло российскую инициативу по созданию сети русских школ в странах Балтии: «Проведение в жизнь в Литве образовательных программ зарубежных стран и международных организаций может быть начато только в порядке, установленном правовыми актами Литовской Республики, то есть с одобрения правительства и согласия министра просвещения и науки».

Литва – Украина

Вильнюс продолжает политическое давление на Киев, склоняя того к «исправлению ошибок», допущенных на ноябрьском саммите «Восточного партнерства». Посол Украины в Литве В.Жовтенко имел беседы с президентом Литвы, главой МИД и депутатами сейма. Как заявил глава комитета по иностранным делам сейма Б.Юодка (социал-демократическая партия), посол информировал, что в Киеве созывается внеочередное заседание парламента: «Есть мнение, что Верховная рада пересмотрит принятые ею же недавно правовые акты, которые, по оценке Литвы и всего Евросоюза, нарушают права человека на свободу собраний, свободу слова». По словам Юодки, направлять литовских парламентариев на Украину пока не планируется. Вместе с тем он подчеркнул, что Литва и в дальнейшем остается «стратегическим партнером и другом Украины». «Если верить словам посла, эти страсти должны улечься несмотря на результаты саммита "Восточного партнерства". Хотя и не удалось так, как все надеялись, но это направление у них сохраняется. Все же есть перспектива, что ЕС не потеряет государство с 46 млн. населения», - сказал Юодка.

Изменения в оформлении виз

С 3 февраля 2014 г. Литва вводит новый порядок оформления туристических виз, упраздняющий институт аккредитации туристических операторов при посольстве. По мнению туроператоров, общий порядок подачи документов в визовый центр приведет к удорожанию виз и сокращению турпотока. От литовских нововведений выигрывают посольства Латвии и Эстонии, сохранившие прежний порядок оформления виз (в основном многократные, в отличие от литовских коллег), продолжающих обслуживать туроператоров. Согласно статистике, Литва по турпотоку из России на порядок отстает от Латвии и Эстонии. Литовские визовые центры в 17 городах РФ привлекают из регионов всего 2-3% российских туристов. Для департамента туризма Литвы (подчиняется министерству экономики) решение МИД Литвы об изменениях стало неожиданностью.

Литва, согласно решению Cуда Соединенного Королевства, может рассчитывать на выдачу двух крупнейших акционеров потерпевшего финансовый крах банка Snoras (В.Антонов и Р.Баранаускас), подозреваемых в присвоении имущества банка на сумму 1,7 млрд. литов (500 млн. евро). В 2011 г. правительство Литвы решило национализировать банк Snoras, а в декабре этого же года банк был объявлен банкротом.


ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

К выборам президента в 2014 г.

Л. Бальсис, бывший пресс-секретарь президента Д. Грибаускайте, объявил, что будет баллотироваться на выборах президента. В настоящий момент депутат Сейма возглавляет непарламентскую Литовскую партию зеленых (зарегистрирована в 2012 г.), а также Литовский институт зеленой политики (основан в 2011 г.).

Скорее всего, свою президентскую кампанию Л.Бальсис будет строить на антиядерной тематике, на игнорировании президентом Д.Грибаускайте волеизъявления народа в ходе референдума (2012 г. 65% «против») по строительству Висагинской АЭС.

О своих президентских амбициях заявил и мэр Вильнюса А.Зуокас, который идет на президентские выборы в качестве независимого кандидата. Примечательно, что его «консультант» по внешней политике – глава представительства ЕС в России, экс-министр иностранных дел Литвы В.Ушацкас.

По оценкам политологов, Л.Бальсис и А.Зуокас вряд ли представят реальную угрозу действующему президенту Д.Грибаускайте. Вместе с тем их участие в президентской гонке способно частично размыть электорат действующего президента.

Премьер-министр, социал-демократ А.Буткявичюс заявил, что о повышении минимальной зарплаты можно говорить только осенью 2015 г. Тем самым он фактически лишил поддержки спикера парламента Л.Граужинене (Партия труда), которая активно продвигает предвыборный тезис о повышении минимального размера оплаты труда (с 1000 литов до 1509 литов).

Данное заявление Буткявичюса – типичная для него полумера: с одной стороны, премьер подтвердил необходимость решения острого социального вопроса (в интересах правящей коалиции), с другой, отодвинув его сроки (после введения евро), поддержал президента.

Избирательная акция поляков (ИАПЛ) продолжает извлекать дивиденды из недавнего скандала с Д.Грибаускайте в ходе европарламентской сессии во время подведения итогов литовского президентства в ЕС. Представители ИАПЛ направили обращение комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств К.Воллебеку, председателю Европарламента М.Шульцу и главе еврокомиссии Ж.М.Баррозу c просьбой «принять меры по защите нацменьшинств в Литве», назвав при этом Д.Грибаускайте «обманщицей».

Литовские поляки, видимо, намерены по максимуму отыгрывать данную ситуацию не только для поднятия рейтинга В.Томашевского накануне европарламентских выборов, но и в целях дискредитации Д.Грибаускайте как «подходящего» кандидата на должность главы Еврокомиссии, а также осложнить ей президентскую кампанию.


ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

Проект трансъевропейской железной дороги Rail Baltic по мере приближения встречи прибалтийских премьеров (3 февраля 2014 г., Таллин), на которой будет решаться вопрос присоединения Вильнюса, накаляет градус межгосударственных отношений. Так, в интервью Wall Street Journal министр экономики и транспорта Эстонии Ю.Партс охарактеризовал ситуацию относительно согласования Литвой проекта Rail Baltic: «В литовском правительстве есть глупцы. Когда пришла новая власть, они поддались влиянию «Литовской железной дороги». Литовское правительство тянет время».

В ответ премьер-министр А.Буткявичюс квалифицировал заявление эстонского министра «недипломатичным, лишенным уважения к соседям и оскорбительным». В этой связи премьер дал указание министру иностранных дел Л.Линкявичюсу вызвать посла Эстонии для разъяснения эстонской позиции.

Литовский премьер еще раз подтвердил приоритетность участия страны в европейском проекте и дал указание профильным министерствам и ведомствам закончить все необходимые согласования до встречи в Таллине.

По мнению бывшего руководителя эстонской железной дороги К.Симмерманна, «Литва, в отличие от Латвии и Эстонии, не заинтересована в проекте Rail Baltic, хотя на словах утверждает обратное». Литовской стороной делаются предложения, которые тормозят создание совместного предприятия Rail Baltic и ведут к серьезному удорожанию проекта. По экспертным оценкам, ответвление железнодорожной трассы от Каунаса до Вильнюса протяженностью 100 км обойдется, ориентировочно, в дополнительные 300 млн. евро.

Эстонские эксперты считают, что такое поведение прибалтийских коллег обусловлено, в первую очередь, стремлением извлечь выгоду из совместного проекта - литовцы хотят зарабатывать на строящемся в Каунасе центре логистики за счет перегрузки товаров с российской железной дороги на европейскую.

Данная версия подкрепляется конкретными шагами литовский властей, которые в лице литовской железной дороги (ЛЖД) в сентябре 2013 г. приступили к строительству первой в Прибалтике узкой железнодорожной колеи европейского стандарта 1435 мм (Шяштокай - Каунас), протяженностью 120 км (скоростное ограничение 120 км в час), стоимостью 376 млн. евро.

Параллельно в Каунасе возводится мультимодальный логистический терминал, который станет узловой станцией для перевала авиа-, автомобильных и железнодорожных грузов, следующих не только по направлению Север-Юг, но и Запад-Восток.

Острые разногласия по территориальному пролеганию трассы Rail Baltic, (Латвия и Эстония не хотят менять ранее согласованный маршрут, где фигурирует Каунас, на Вильнюс) обусловлены, в первую очередь, экономическими интересами, борьбой за статус регионального транспортного хаба. Латвия безуспешно добивалась от Литвы размещения такого транспортного узла на границе двух стран, что позволило бы совместно развивать логистический бизнес.

По мнению экспертов, Литва в рамках проекта Rail Baltic решает две стратегические задачи. Первая - через реализацию национальной программы создания сети многофункциональных логистических центров на ключевых транспортных узлах (Вильнюс, Клайпеда, Шяуляй), а также в местах стыковок европейской и советской колеи (Каунас, Моцкава), создает национальный транспортный логистический кластер (к 2015 г.). Вторая – дополнительное финансирование ЕС (строительства скоростного участка магистрали Каунас – Вильнюс) в обмен на поддержку проекта Rail Baltic.