В июне этого года в Партии реформ Эстонии разразился громкий скандал, главным фигурантом которого стал один из самых ярых «борцов за демократию» в России европарламентарий Кристина Оюланд. На состоявшемся 15 июня пленуме партии специально созданная рабочая группа ПР обвинила ее в серьезных нарушениях на внутрипартийных выборах – оказывается, высокопоставленная дама сжульничала при подсчете голосов. Исключенная из партии дама, однако, не спешит раскаиваться. Вместо этого она по-прежнему продолжает видеть себя «миссионером», выступая с горячими проповедями в защиту поруганной чести российской оппозиции, а также требуя распространить европейские ценности на всем постсоветском пространстве. О каких ценностях она говорит – наверное, об особом «европейском» подходе к подсчету голосов?
Депутат ЕП Кристина Оюланд – довольно известная на международных площадках персона.
Ее основной задачей уже долгие годы остается отмыть «немытую Россию». Но вот незадача: меры, которые ею предлагаются, не имеют с демократией ничего общего – это банальное вторжение во внутренние дела суверенного государства.
Одно из главных требований Оюланд – это многочисленные международные санкции, к которым она неоднократно призывала с различных международных площадок. Особенно госпожа евродепутат активизировалась после принятия в США так называемого «акта Магнитского» - столь замечательная пилюля «демократического счастья» не могла пройти мимо ее заботливых рук. И хотя желаниям депутата так и не суждено было сбыться, Оюланд не может спать спокойно, пока в России не воцарится истинная, по ее мнению, свобода. Буквально неделю назад, 13 июня, во время дебатов в Европарламенте она разразилась критикой в адрес своих же европейских коллег: «Мы слышали слишком много слов с Запада о притеснении демократии в России. У нас было слишком много встреч, где эти проблемы были взяты на прицел. У нас было много резолюций Европарламента за последние 4 года: никаких изменений. Но я думаю, что настало время Европе ответить, ответить на то, что происходит в России. Мы должны отреагировать на подавление демократии в России. Мы должны принять европейский акт Магнитского».
Примечательно, что за установление демократии в соседней и даже в некоторой степени родной для нее России (у европарламентария, по ее же личному признанию, русские корни) Оюланд готова даже и пострадать (но, правда, немного, слегка – чтоб прическу не испортить). К примеру, осенью 2007 г. она пошла на открытый конфликт с возглавлявшим тогда ПАСЕ Рене ван дер Линденом из-за того, что тот, находясь с визитом в Эстонии, назвал развитие сотрудничества с Россией одной из стратегических целей Совета Европы на ближайшие десятилетия и раскритиковал политику эстонских властей в отношении русскоязычного населения.
Но г-жа Оюланд, очевидно, гораздо лучше знает, что такое развитие сотрудничества с Россией в силу того, что является практически лучшим другом российских «борцов за свободу»: экс-премьера Михаила Касьянова, председателя Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой, регулярно выступающей за давление на Россию со стороны ЕС, президента зарегистрированной в Нью-Джерси НКО «Институт современной России» Павла Ходорковского и других. А вот, к примеру, цитата члена федерального Политсовета движения «Солидарность» Алексея Табалова (окончившего, к слову, в 2001 г. Школу политического образования, организованную Национальным демократическим институтом международных отношений в США) после встречи с К.Оюланд в декабре 2012 г.: «Кристина Оюланд оказалась очень энергичным европейским политиком нового поколения. Во многом благодаря ее пробивному характеру и жесткой и принципиальной позиции по вопросам соблюдения гражданских прав в России, Европарламент принимает резолюции в защиту прав и свобод граждан в нашей стране. Признаюсь, мне она была симпатична за свою принципиальность, когда в Европе есть много политиков и чиновников, которые с готовностью, по словам Б.Немцова, обменяют газ на права человека. В реальности Кристина Оюланд оказалась еще и очень обаятельной женщиной».
Круг знакомств внутри РФ, заявления Оюланд внутри Эстонии и на европейских площадках не вызывают сомнений в ее «принципиальности» и истинности ее «любви» к России – дама готова буквально задушить в объятиях.
«Оюланд как политик больше известна через свои нападки на Россию. Она – в общем-то русофобка, - отмечает эстонский политолог Эдуард ТИНН. - Еще она известна тем, что привозит в Эстонию людей наподобие Касьянова, Немцова, которые, бесспорно, реальную политику уже не определяют в России. Это все в Эстонии знают очень хорошо».
Равно как знают и то, что шлейф скандалов тянется за этим политиком еще со времен, когда та занимала должность министра иностранных дел ЭР (июль 2002 - февраль 2005 гг.). Ее уход с поста министра совпал со скандалом, вызванным исчезновением 100 секретных государственных документов. Бумаги куда-то пропали, но что уж старое вспоминать и призывать к ответственности: это как-то, право слово, не демократично, правда?
Да и стоит ли говорить в случае данной особы о приверженности принципам демократии, если 5 июня она была исключена из Партии реформ за манипуляцию голосами на внутренних выборах правления ПР? Депутатша оплатила за посторонних лиц членские взносы, что дало им право участвовать в выборах. Это, кажется, называется административный ресурс? Или лучше – подкуп избирателей? Особый цинизм ситуации придает тот факт, что европарламентарий после уличения ее в нечестной игре еще и сожалела о том, что не были проведены перевыборы.
Впрочем, есть у этой истории и положительная сторона. «Сейчас, когда реформисты хотят общаться не с политическим шестерками, а с реальной властью, Оюланд только мешала. Я не говорю, что ее «вытурили» именно из-за этого. Просто так совпало: она была слишком алчная, самоуверенная, нахальная, а потому попалась. К тому же в Эстонии она многих раздражала различными дорогими сумочками и пр., поэтому большой любовью она никогда здесь не пользовалась», - отмечает Э.Тинн.
Однако Оюланд не представляет собой какой-то эксклюзивный феномен. Она лишь одна из целой плеяды негласного клуба осевших в Брюсселе и Страсбурге прибалтийских политиков, для которых демократия – это что-то между новой сумочкой от Биркин, выставками о «советской оккупации» и жульничеством на партийных выборах в свою пользу. Частыми гостями мероприятий Оюланд, к примеру, являются латвийские европарламентарии Инессе Вайдере и Сандра Калниете.
Это, по сути, клоны своей эстонской коллеги: главная их деятельность – также неуклюжая забота о чужом счастье.
К примеру, совсем недавно, в марте этого года, Вайдере организовала в Европарламенте конференцию «Давид и Голиаф – малые народы под гнетом тоталитарных режимов», основная задача которой - доказать европейской общественности, что советский строй, существовавший в СССР, ничем не отличался от режима Гитлера в Германии, и тем самым подвести идеологическую основу для «Нюрнберга» над современной Россией. На прошлой неделе уже С.Калниете в рамках дискуссии, организованного литовским европарламентарием Витаутасом Ландсбергисом, призывала «просвещать» «старую Европу» относительно «преступлений коммунизма». Словом, это когорта людей, которые даже не являются политиками в стандартном понимании этого слова.
Это скорее pr-менеджеры хуторского уровня, которые в политическом смысле «питаются» от отношений крупных держав, паразитируя на них. Надо быть очень наивным, чтобы видеть в них образцовых сторонников принципов свободы, равенства и братства, которые когда-то легли в основу объединенной Европы. Эти люди скорее дискредитируют саму идею Европарламента как общеевропейской диалоговой площадки, т.к., будучи воспитанными как политические «бойцы» еще в советское время, они и практики политического действия сохранили те же самые, советские – держать и не пущать.
К примеру, 17 июня Европарламент посетила делегация недавно избранного Парламента непредставленных - организации, призванной решить вопрос неграждан Латвии. Данная проблема, пожалуй, самое недемократичное проявление существующего в ЛР этнократического режима. И вот здесь истинным демократам и поддержать бы инициативу активистов, но все произошло ровно наоборот. Те же борцы за европейские ценности С.Калниете и И.Вайдере разослали своим коллегам по ЕП электронные письма, выражая возмущение по поводу приезда делегации неграждан. Как сообщил один из участников делегации А.Гапоненко, Калниете и Вайдере участвовали и во встречах делегации из Парламента непредставленных с евродепутатми, но, что интересно, в дискуссии не вступали – лишь наблюдали. Почему обычно столь говорливые дамы, не упускающие случая призвать Россию к покаянию за всё и вся, молчали? Не потому ли, как и в случае с вопиющими прецедентами латышского коллаборационизма в годы войны, им нечего сказать? Реальная политическая дискуссия, к тому же на такую очевидно проигрышную для них тему, не для деятелей подобного масштаба, их удел - придумать и обсудить чужие проблемы и замолчать свои «особенности демократии». Да, и еще остается те самые упомянутые эстонским политологом сумочки. Вот, собственно, и все, чем «омандаченные» прибалтийские «специалистки по России» занимаются в Европейском парламенте.