Представитель Департамента стратегической коммуникации литовской армии, полковник-лейтенант Артурас Ясинскас в конце прошлой недели выступил на пресс-конференции, в которой рассказал о готовности вооруженных сил Литвы к отражению военной агрессии. Основные моменты выступления А. Ясинскаса в интервью порталу RuBaltic.ru прокомментировал российский военный эксперт, ответственный редактор журнала «Национальное военное обозрение» Виктор ЛИТОВКИН:
- Виктор Николаевич, представляет ли территория Литвы геополитическую и военную ценность, которая дает литовскому руководству основания опасаться военной агрессии?
- Смотря как понимать геополитическую ценность. У Литвы есть прекрасные порты на Балтике. Естественно они представляют определенную военную ценность. Что касается территории Литвы, то тут нужно поставить вопрос - для кого и для чего геополитическая ценность? Литва граничит с Белоруссией, Литва граничит с Россией.
Поэтому со стороны НАТО, безусловно, Литва представляет геополитическую ценность. Не случайно на территории Литвы создана соответствующая инфраструктура, есть аэродромы, которые поддерживаются в хорошем состоянии. Есть натовские радиолокационные станции, которые повернуты в сторону России. Напомню, что на аэродроме под Клайпедой дежурят самолеты НАТО. Литовская армия неплохо подготовлена – на территории Литвы есть несколько хороших военных полигонов.
Поэтому с точки зрения инфраструктуры территория Литвы имеет некоторую военную ценность, но чтобы захватывать ее… России это не надо.
- Представитель минобороны Литвы Артурас Ясинскас заявил на пресс-конференции на прошлой неделе, что в случае военной агрессии литовская армия будет вести «ассиметричную войну, вводя в смятение военные части противника». Что имеется в виду под «ассиметричной войной»?
- Понятия не имею. Это они должны объяснить, что такое ассиметричная война. Ну, наверное, партизанская.
Но, опять же, кто собирается нападать на Литву? Почему она должна вести ассиметричную войну на своей территории. С точки зрения России, Литва как военный объект не нужна.
- На пресс-конференции обсуждалась возможность возвращения в Литве срочной службы и упоминалась возможность призывать в армию женщин. По Вашему мнению, литовской армии эти меры необходимы?
- Это внутреннее дело Литвы. Хотят возрождать срочную службу – пусть возрождают. Может, это связано с необходимостью увеличения контингента для выполнения общенатовских задач, может с необходимостью социализации путем прохождения через армию. Если абстрагироваться от Литвы, то любой мужчина в принципе должен пройти через воинскую службу, уметь пользоваться стрелковым оружием, уметь защищать страну свою в случае чего. Так что в призывной армии ничего плохого я не вижу.
- А в призыве женщин?
- Это только в Израиле есть – призыв женщин. Но если женщина добровольно хочет поступить на воинскую службу, то это есть во многих странах. Например, в Финляндии: девушки хотят поступить на службу, пройти какую-то воинскую подготовку, и государство предоставляет им такую возможность. Тем более что в Финляндии люди, которые прошли воинскую службу, пользуются преимуществами при приеме на государственную службу, при приеме, например, в полицию или в судебные органы. Вообще прохождение военной службы в Финляндии – это непременное условие высокого социального статуса.
Так что я не знаю, стоит ли Литве возрождать обязательную службу по призыву, но добровольная служба по призыву как в Финляндии (в том числе, для девушек) – это практика хорошая.
Хотят – пусть вводят это дело, ничего плохого я в этом не вижу, хотя не вижу и особой необходимости в этом для Литвы. Это все внутреннее дело Вильнюса.
- На пресс-конференции также утверждалось, что литовская армия может до 30 дней сдерживать агрессию вероятного противника до подхода союзников по НАТО. Адекватны ли такие временные рамки в условиях современной войны?
- Смешные там были заявления. Опять же, а кто собирается на Литву нападать? У Литвы на сегодняшний день реальных противников нет – никто на Литву нападать не собирается, а завоевывать Литву тем более.
Литва – член Североатлантического альянса. Воевать с ней никто не будет, потому что за ее спиной стоит 27 государств НАТО, включая Соединенные Штаты со всеми их ядерными силами.
Тем более что на территории Литвы находится 4 натовских самолета. В зависимости от той, страны, которая сейчас дежурит в НАТО – до 16 самолетов в Европе, которые способны нести атомные бомбы.
Поэтому всякие такие заявления – это попытка спекулировать на якобы существующей угрозе с Востока для Литвы. А также показать свою значимость для Североатлантического альянса. На самом деле все мы знаем, что у Литвы даже танков нет.
Я был несколько лет тому назад в литовской армии, достаточно подробно ее изучал. Литовская армия – это неплохая армия для выполнения тех задач, которые поставлены командованием НАТО в Афганистане или Ираке, например. То есть в таких странах, которые никак не сравняться с НАТО по своей боевой мощи. Все остальное не имеет смысла.
Конечно, по лесам литовская армия может сражаться сколько угодно как партизанская армия. Но вообще же все эти броские фразы про отражение агрессии и вероятного противника – это как из того анекдота, знаете, про Неуловимого Джо. Почему Джо неуловим? Да потому что его никто не ловит!