Литовские консерваторы в своей борьбе с «имперскими амбициями» России и миссионерских планах по демократизации постсоветского пространства решили заручиться поддержкой российских внесистемных оппозиционеров. Причем выбрали для этого политиков, доказавших свою несостоятельность в качестве выразителей интересов российского протестного электората. Владимир Милов, Леонид Гозман, Борис Немцов и т.п – с такими союзниками лидеры СО-ХДЛ надеются привести Россию к демократии.
В Вильнюсе состоялась встреча лидеров литовских консерваторов («Союз Отечества - Христианские демократы Литвы») с представителями либерального крыла российской внесистемной оппозиции.
Впрочем, определение «представители» по отношению к таким персонажам как сопредседатель политической партии «Республиканская партия России — Партия народной свободы» («РПР-ПАРНАС») Владимир Рыжков или член политсовета Объединённого демократического движения «Солидарность» Борис Немцов подходит с большой натяжкой в том смысле, что создается иллюзия, будто они представляют интересы российского протестного электората.
На самом деле московские протестные акции 2011-2012 годов окончательно застолбили за отстраненными от власти политиками 90-х годов звание неудачников: оказалось, что созревшему до гражданской активности столичному среднему классу 2010-х их услуги нужны не больше, чем путинскому режиму все предыдущее десятилетие.
Поэтому несколько комично выглядят попытки организаторов конференции «Отдельно от Европы? Рубеж демократии в России: взгляд изнутри и взгляд соседей» повысить статус мероприятия, называя Немцова, Милова или Гозмана представителями, выразителями интересов и даже лидерами российской оппозиции. У любого, кто интересовался митингами на Болотной площади и проспекте Сахарова в декабре 2011 года не может не вызвать улыбку утверждение некоторых литовских СМИ, что в Вильнюс приехали «митинговые оппозиционные звезды России».
Еще точнее характер прошедшего в Вильнюсе литовско-российского мероприятия демонстрирует перечисление его участников с литовской стороны. В конференции, помимо прочих, участвовали:
Андрюс Кубилюс – лидер СО-ХДЛ, экс-премьер министр Литовской республики, прославившийся созданием стратегии «сдерживания России», предполагающей создание по ее границам «санитарного кордона» из прозападных либеральных демократий постсоветского пространства.
Аудронис Ажубалис – бывший пресс-секретарь В.Ландсбергиса, экс-министр иностранных дел в правительстве Кубилюса. При нем литовская дипломатия была, пожалуй, наиболее враждебна по отношению к России за все годы независимости Литвы – фактически Ажубалис поставил перед собой задачу организовать и возглавить своеобразный клуб антироссийских элит Восточной Европы.
Витаутас Ландсбергис – один из основателей и де-факто, первый руководитель постсоветской Литвы, депутат Европарламента (СО-ХДЛ). Традиционно считается главным русофобом в литовской политической элите. В частности, по его инициативе был принят закон о советской оккупации, предполагающий материальные компенсации Литве от России.
Эмануэлис Зингерис – депутат литовского Сейма от СО-ХДЛ. Один из идеологов внешней политики партии консерваторов, ответственный за продвижение в международных политико-экспертных кругах антироссийских проектов и концепций. Помимо прочего, этот политик лоббировал на Западе теорию советской оккупации и одним из первых в литовском истеблишменте проложил тропу дружбы к украинским товарищам, начав продвигать в ЕС концепцию «Голодомора – геноцида украинского народа».
Мантас Адоменас – депутат Сейма от консерваторов, занимается практическими шагами по привнесению «света демократии» в страны СНГ. В частности, был одним из разработчиков резолюции ОБСЕ по войне в Южной Осетии, в которой действия российских военных назывались этнической чисткой мирных грузин и преступлением против человечности. В настоящее время политик курирует деятельность Центра исследований Восточной Европы, посвященную борьбе восточноевропейских народов с русской угрозой.
Таким образом, российские оппозиционеры пошли на встречу не просто с антироссийски настроенными литовскими коллегами, а с политиками, для которых ненависть к России и борьба с ней же является смыслом политического существования.
Причем это ненависть именно к России, а не к "авторитарному путинскому режиму", как утверждают сами консерваторы. Витаутас Ландсбергис и его политические ученики проводили по отношению к России ту же политику и в 90-е годы, когда Борис Немцов был вице-премьером, а Владимир Рыжков вице-спикером в РФ.
Собственно, содержательная часть вильнюсской встречи не стоит подробного анализа, потому что не играет никакой роли в литовско-российских отношениях. Бывшие встречались с бывшими, оппозиционеры с оппозиционерами – президент Литвы Даля Грибаускайте и представители правящей коалиции с российскими гостями встречаться не стали.
Мероприятие в Вильнюсе важно в первую очередь в контексте не литовской внешней, а российской внутренней политики.
Российские «рассерженные горожане» должны быть искренне благодарны литовским консерваторам и Центру исследований Восточной Европы за то, что они невольно проводят селективный отбор российских оппозиционеров.
Политический рынок России сейчас находится в таком состоянии, что спрос на правую оппозицию в крупных городах очевиден, а предложение еще только формируется. Поэтому политиков, предлагающих себя в качестве представителей среднего класса, можно, помимо прочего, рассортировать на тех, кто пытается завоевать доверие отечественных избирателей и тех, кто просит помощи на стороне, заручаясь поддержкой в ЕС у восточноевропейских русофобов.