Общественная организация «Союз неграждан Эстонии», созданная в декабре прошлого года, продолжает свою работу по привлечению внимания к проблеме массового негражданства в Эстонии. О достигнутых результатах, а также о ближайших планах и задачах организации в интервью порталу RuBaltic.Ru рассказал инициатор создания Союза неграждан Эстонии, кинодокументалист Олег БЕСЕДИН:
- Г-н Беседин, в декабре, сразу после создания Союза неграждан, мы уже беседовали с Вами по поводу целей вашей организации. Что удалось с тех пор реализовать?
- Во-первых, мы уже создали костяк Союза неграждан Эстонии. В этом активе появились лидеры, между которыми распределены обязанности. Этот костяк сейчас входит в Совет Союза неграждан, и эти люди становятся учредителями Союза как юридического лица. Если раньше, юридически, мы были присоединены к Конгрессу неграждан в Латвии, были чем-то вроде филиала, то 30 января мы стали юридическим лицом, которое уже будет существовать само по себе.
Мы очень плотно работаем с Латвией, но теперь будем самостоятельной организацией.
По вопросу неграждан тоже есть движение: я был в Сейме на прошлой неделе, где обсуждались вопросы негражданства. Также я обсуждал эти вопросы с евродепутатами: Индреком Тарандом от Эстонии и Мигелем Мартинесом-Мартинесом от Испании. Мнения у евродепутатов, конечно, расходятся. Но в одном они всё-таки сошлись – это внутренние проблемы непосредственно страны; вопросы не Европы, а эстонского правительства и эстонского парламента.
За это время нами также был разработан логотип организации, а также успешно проводится анкетирование, к нам постоянно обращаются люди.
Причем в организацию вступают не только неграждане, но и граждане Эстонии, которые готовы помогать и содействовать развитию этого общества.
- То есть сейчас они вступают, чтобы оказывать поддержку организации, а не в поисках этой поддержки для себя?
- Пока что мы рассчитываем на свои силы. Поддержки от кого ещё нам ожидать?
Эстонии как государству не выгодно, чтобы эти люди получили гражданство по рождению. России выгодно, чтобы эти люди получили российское гражданство, но из опроса мы поняли, что большое количество людей, около 90 тысяч человек в Эстонии, хотели бы получить эстонское гражданство. Правда, без сдачи экзаменов.
То есть чтобы Эстония признала их легитимными гражданами по рождению. Эстонии это не выгодно, потому что весной у нас будут выборы в Европарламент, в 2015 году у нас будут парламентские выборы, а люди, не имеющие гражданства, не имеют право голоса. Правящей элите невыгодно, чтобы эти люди голосовали за оппозицию.
- Также ранее Вы говорили о пикетах и подготовке открытых документов. Есть ли на данный момент какие-то конкретные предложения в этом направлении?
- Пока мы пикетов не проводили, поскольку мы находимся на стадии формирования организации. Как только юридически окрепнем, тогда уже будем проводить различные акции.
Мероприятия, тем не менее, у нас уже проходили. Каждые две недели мы устраиваем собрания, обсуждаем дальнейшие шаги. Сейчас собираемся делать серию "рекламных" роликов по теме негражданства, потому что хотим привлечь внимание общественности и побудить как можно больше людей вступить в наши ряды. Хотелось бы также привлечь внимание эстонцев к этой проблематике.
У нас есть Общественный комитет при парламенте Эстонии. Он состоит из эстонцев. И сейчас мы готовим туда бумаги, чтобы наша позиция была озвучена на уровне органов власти страны.
- Следите ли Вы за тем, что происходит в латвийском Парламенте непредставленных?
- Конечно, мы следим и постоянно контактируем с нашими латвийскими коллегами. Они продвинулись уже гораздо дальше нас, их движение зарегистрировано на год раньше. Они уже провели референдум, где проголосовало около 15 тысяч человек. Мы стремимся к тому же, что и у них. Они нам помогают своими советами, чтобы мы не делали таких же ошибок.
- Эстонские власти как-то уже отреагировали на развитие Союза неграждан?
- Они стараются умалчивать это. Такой проблемы не существует. Когда ты общаешься с коренными жителями Эстонии, они удивляются: «Как? Вас ущемляют?». Да, ущемляют, мы не имеем равных прав.
Даже те, кто сдаёт экзамены, всё равно ущемлены в правах: титульный эстонец имеет право на двойное гражданство, а человек, сдавший эстонский и получивший гражданство, не имеет на это право.
У неграждан с гражданами Эстонии порядка 70 отличий в правах, вплоть до того, что есть 36 профессий, по которым негражданин в Эстонии не может работать.
- Какие задачи в первую очередь будут стоять перед организацией в 2014 году?
- Наша основная задача – чтобы государство услышало эту часть населения. Эти люди исправно платят налоги, не нарушают закон, они родились и живут на территории Эстонии большую часть своей жизни, и они достойны гражданства.
Есть «промежуточные» цели, такие как безвизовый въезд на территорию Белоруссии и Украины для неграждан.
Мы живем в таком социуме, где необходимо определиться, где ты живешь и с кем ты будешь. Очень многих, конечно, устраивает такое положение, потому что они могут пересекать границу с Россией без визы. Но при этом права этих людей ущемлены гораздо больше, чем дается привилегий. Человек даже не может выбрать депутата, который будет отстаивать его права в государстве.
Я надеюсь, что рано или поздно мы будем услышаны. Люди начали понимать, что им необходимо гражданство.