Президент Литвы Даля Грибаускайте не смогла получить большинство голосов в первом туре президентских выборов. Об итогах голосования 11 мая: явке избирателей, результатах кандидатов и прогнозах на второй тур - RuBaltic.Ru рассказал директор Центра изучения общественного мнения и маркетинговых исследований «Vilmorus» (Литва) - доктор социологических наук, старший научный сотрудник Литовского центра социальных исследований Владас ГАЙДИС:
- Г-н Гайдис, ожидали ли Вы, что будет второй тур выборов?
- Это был спорный вопрос до самого последнего момента. Многое зависело от активности избирателей – активность была хорошая. По социологическим подсчётам результат Грибаускайте колебался в районе 50%, так что ничего неожиданного и не произошло. Просто уверенно прогнозировать второй тур или победу в первом туре никто не решался – всё было на грани.
- С чем, на Ваш взгляд, связано падение рейтинга Грибаускайте с 69% в 2009 г. до 45% в 2014 г.?
- Результат, на самом деле, хороший. Идущий за ней кандидат получил 14% - так что это в три раза больше. Конечно, он меньше, чем Грибаускайте получила пять лет назад – нельзя столько времени удерживать популярность на уровне 69%. Причина её популярности – имидж независимого политика. У других кандидатов такого яркого имиджа не было.
- Ряд экспертов уже заявил, что кандидат от социал-демократов Зигмантас Бальчитис может собрать все голоса недовольного Грибаускайте населения и имеет шансы на победу во втором туре. Согласны ли Вы с тем, что у него есть такой шанс?
- Очень трудно сделать такое предположение. Они, Грибаускайте и Бальчитис, получили на двоих 60%, остальные кандидаты – 40%. Значит, чтобы ситуация выровнялась, нужна пропорция один к восьми – то есть чтобы практически все, кто не проголосовал за Грибаускайте, проголосовали за Зигмантиса Бальчитиса. Такого не бывает. Разрыв в три раза – это всё-таки очень большая, практически непреодолимая разница.
- Как Вы оцениваете явку на этих выборах? Она нормальна для президентских выборов?
- Нужно смотреть по прецеденту: в прошлый раз явка была 51%, в позапрошлый – 48%. Примерно в районе 50% у нас всегда и колеблется явка. Из-за этого трудно прогнозировать нам, социологам, потому что до 50% - это одна формула, больше 50% - это другая формула.
- Согласны ли Вы с точкой зрения, что итоги выборов не были бы так предсказуемы, если бы в них участвовал премьер-министр Альгирдас Буткявичюс или экс-президент Роландас Паксас?
- Да, по опросам общественного мнения, они набирали очень много. В феврале и в конце прошлого года они шли на втором месте и смотрелись гораздо более солидно, чем те политики, что стали в итоге кандидатами в президенты.