В последнее время в центре внимания новостных лент и политических телеграм-каналов все чаще оказывается Гагаузия — автономное территориальное образование, входящее в состав Молдовы. Однако большому количеству людей в разных странах понятия «Гагаузия», «гагаузы», к сожалению, мало что говорят.
Неискушенный обыватель, который начинает искать информацию о Гагаузии и гагаузском народе, сталкивается с тем, что болгарский исследователь Иван Градешлиев назвал феноменом гагаузов, который заключается в «необычном сочетании языка, религии и этнического самосознания». В чем же проявляется эта необычность? Гагаузы говорят на языке, который генетически относится к огузской подгруппе тюркских языков, из наиболее близких к нему можно назвать турецкий, крымскотатарский и азербайджанский. Как мы знаем, носители этих языков исповедуют ислам, однако гагаузы являются православными. И хотя есть другие православные тюркские народы (например, чуваши), для бытового сознания такое сочетание выглядит нестереотипным.
Как же могло так получиться? Здесь мы вступаем в область исторических загадок и гипотез. Наиболее авторитетных научных теорий о происхождении гагаузов три. Сразу оговоримся, что большую роль в процессе формирования гагаузской народности сыграло средневековое балканское государство Добруджанская деспотия, занимавшее территорию современной северо-западной Болгарии. Поэтому, говоря о происхождении гагаузов, неизбежно придется обратиться к истории заселения Балкан и этногенеза их населения.
Согласно северно-тюркской теории предками этого народа были средневековые кочевые племена тюрков, переселившиеся на полуостров через Северное Причерноморье. При этом среди ученых нет единства по вопросу, какие конкретно это были племена. Называют печенегов, огузов, куманов (половцев, кипчаков), булгар (тюрко-болгар). Эта теория наиболее распространена среди исследователей.
Вторая гипотеза получила название малоазиатской или турецкой. Согласно ей предками гагаузов стало тюркское население, бежавшее в середине XIII века из Малой Азии в Добруджу с территории Сельджукского государства, спасаясь от нашествия монголов. Предводителями переселенцев были правитель этого государства Иззедин Кайкауз II (или Кайкаус) и Сары Салтык. Исследователи указывают и на тот факт, что в Сельджукском государстве также продолжало жить византийское православное население, которое перенимало тюркский язык завоевателей и тоже могло оказаться в этом потоке переселенцев.
Третья гипотеза получила название болгарской и высказывается, за редким исключением, болгарскими исследователями. Как нетрудно догадаться, ее сторонники считают гагаузов болгарами, в годы османского ига сохранившими православную веру, но перешедшими на тюркский язык. Аргументируют эту теорию культурной близостью болгар и гагаузов, однако она вполне естественна для народов, долгое время живших бок о бок и на Балканах, и в Бессарабии.
Значение названия народа тоже достаточно загадочно. До XIX века гагаузов включали в состав болгарского населения.
Впервые это наименование появилось в документах переписи населения Российской империи в 1897 году.
Гагаузский краевед и политик Федор Ангели приводит несколько версий его происхождения. Так, есть предположение ряда турецких, польских и болгарских ученых, что уже упомянутый правитель государства сельджуков Кайкауз II навязал свое имя тюркскому населению в Добрудже, которое изменилось в «гагауз». Также существует сложная версия о связи слова гагауз с арабским словом хак — право, правильный, путь, указанный религией. Часть огузов, не принявшая ислам, вероятно, первоначально называлась хакогузами, затем это название трансформировалось. Большинство же исследователей считает, что слово гагауз связано с вариантом названия племени огузов — гуз, уз. А гага было названием одного из кланов либо Гага (Хака) — именем собственным правителя общины узов.
Важной вехой в истории гагаузского народа стало государство, появившееся на Балканах в начале XIV века и называвшееся Карвунской хорой или Добруджанским деспотством. Историки называют его гагаузским государством. Его основателем был могущественный архонт (правитель) Балык, сумевший воспользоваться сложной политической обстановкой в Болгарии и Византии и сплотивший вокруг себя тюркское население Добруджи. Первой столицей его государства стал приморский город Карвуна (ныне Балчик), затем — Варна. Портовые города, удобные торговые пути, тучные пастбища и хорошие условия для зернового хозяйства — все это создавало хорошие условия для развития государства и контактов с соседями.
Балык проводил мудрую политику, умело балансируя между различными силами. В первые годы он признавал верховную власть болгарского царя Ивана Александра, но при этом «вождь Гагаузского государства поддерживал прямые связи с властями Константинополя, татарами, венецианцами, всем миром так же легко, как и с болгарскими царями» (слова болгарского историка Георгия Баласчева).
По просьбе императрицы Анны Савойской во время междоусобицы в Византии Балык направил ей в помощь войско под командованием своих братьев Теодора и Добротицы.
И хотя верх в борьбе одержал противник Анны Иоанн IV Кантакузин, бывшие противники пришли к соглашению, и Добротица вошел в число византийской знати, получив титул деспота — высший для вельмож империи (не путать с деспотизмом в современном понимании).
Именно он стал преемником Балыка с 1360 года, его правление оказалось временем расцвета Добруджанского деспотства. Добротица был храбрым воином, создал свой флот на Черном море, который успешно использовал в противостоянии с генуэзцами. Чтобы ослабить болгарское влияние, он отделил свои земли в плане церковного управления от Тырновского патриархата и переподчинил их Константинополю. Именно от имени Добротицы турецкие летописцы произвели и название управлявшейся им территории — Добруджа. В 1385 году он скончался, власть унаследовал его сын Иванко, который заключил мир и торговый договор с Генуей. Однако с юга надвигалась новая могущественная сила — османы. Иванко был вынужден признать себя вассалом Османской державы.
Государства, которые становились ее вассалами, обязаны были предоставлять туркам контингент войск для их дальнейших завоеваний. Однако Иванко не только его не выделил, но и поддерживал византийцев и болгар в их борьбе с захватчиками, а в 1387 году отправил воинов в помощь сербскому князю Лазарю.
Такое решение вызывало ярость у османов. Султан Мурад I называл тырновского царя Ивана Шишмана и деспота Иванко «гяурами (неверными)», мятежниками, не пришедшими на помощь османскому войску. Точные даты окончания правления деспота Иванко и прекращения существования его государства вызывают споры у историков, однако в 1417 году Добруджа стала санджаком (областью) Османской империи.
Тяжелый экономический гнет, религиозная неприязнь со стороны османских властей, для которых принадлежность гагаузов к православию была более значимым фактором, чем языковая близость, создавали для этого народа тяжелые условия жизни.
Кроме того, Добруджа часто становилась территорией военных походов государств — противников Османской империи. В XVIII веке балканские православные народы начинают связывать свои надежды на освобождение от ига с Российской империей, ведущей успешные войны с османами. Одновременно у них возникают идеи переселения в Россию, поступления на русскую службу. В 1751 году русский посол в Вене передал в Петербург прошение православных народов «сербских, македонских, болгарских и волошских» «принять их на поселение и вечное подданство России». 24 декабря того же года был издан указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором впервые официально говорилось о переселении в Россию балканских народов «греческого вероисповедания».
В 1763 году Екатерина II издала манифест о широких льготах для переселенцев: отмене податей, выделении государственных средств на строительство жилья и приобретение скота и так далее. Местом, куда начали переселяться гагаузы, стали Буджакские степи на юге Бессарабии.
Историки предполагают, что русские власти не случайно выбрали это место для переселения, так как молдаване, помнившие об опустошительных набегах крымских ханов, не решались селиться южнее Бендер. В Буджакских степях жили только ногайцы, и другой тюркский народ тоже мог выжить в этой среде. Гагаузы первоначально селились в ногайских селах.
Известный дореволюционный этнограф Валентин Мошков записал в конце XIX века у гагаузов предания о переселении с Балкан. Они рассказали ему, что турки возвращали с дороги переселенцев, двигавшихся в сторону России, поэтому они передвигались по ночам и прибегали к хитростям: останавливаясь на привал, поворачивали дышла своих повозок в противоположную сторону, и когда их спрашивали, куда они едут, гагаузы отвечали: «Ивандан», то есть «от Ивана». Часто массовые переселения приходились на время русско-турецких войн: так, во время русско-турецкой войны 1806–1812 годов в Буджак переселилось больше 1 600 гагаузских семей — около 9 000 человек.
Продолжение следует…