24 июля в Брюсселе пройдет встреча в рамках подготовки нового, расширенного соглашения о партнерстве и сотрудничестве Казахстана и Европейского союза. Евросоюз представляет министр иностранных дел Литвы - страны председателя ЕС - Линас Линкявичюс. По мнению заместителя заведующего кафедрой истории стран ближнего зарубежья Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, директора политологического центра «Север-Юг» Алексея ВЛАСОВА, Казахстан для Литвы является ключевым партнером в рамках стратегии Вильнюса по продвижению европейского проекта в Центральной Азии:
- Для Брюсселя важно продемонстрировать положительную динамику в отношениях со всеми постсоветскими странами. Казахстан в этом перечне занимает одно из первых мест как ключевая стороны региона, важный партнер ЕС в рамках реализации энергетических проектов. Поэтому «проблемные вопросы» двусторонних отношений – Жанаозен (16 декабря 2011 года после семи месяцев забастовки нефтяников на главной площади г. Жанаозен произошли массовые беспорядки с участием внутренних войск – прим. RuBaltic.Ru), свобода СМИ, права человека не станут препятствием для продвижения европейского проекта. Чем, собственно говоря, и занимаются литовские чиновники.
Напомню, что еще в 2011 году Грибаускайте обещала содействовать вступлению Астаны в ВТО, а Нурсултан Назарбаев на встрече с Президентом Литвы тогда же заявил: «Надеемся на поддержку нашего предложения по продвинутому партнерству экономическому с Европейским союзом».
Так что диалог с Вильнюсом имеет серьезный бэкграунд.
И я не думаю, что тема Жанаозеня, даже несмотря на все жесткие резолюции евродепутатов, как-то повлияет на ход переговорного процесса. Для Европы ставки слишком велики.
Отдельный вопрос, насколько треки литовского председательства в ЕС интересны Казахстану.
На первой линии в рамках трека «Открытой Европы» (программ по сотрудничеству через механизмы, подобные «Восточному партнерству») – Армения и Украина, причем в ситуации Киева и Еревана мы наблюдаем прямую конкуренцию проектов - европейского и евразийского. По Казахстану ситуация несколько иная, но стандартные темы для обсуждения, в принципе, сходны - сближение законодательств, общие принципы восприятия демократии, новые более высокие стандарты качества жизни, формирование оптимальных условий для функционирования бизнеса.
Скажем так, Открытая Европа для Казахстана - это развитие на более высоком уровне программы «Казахстанский путь в Европу». Ну, и сохраняется обсуждение общих подходов с точки зрения стратегии ЕС в Центральной Азии - Афганистан, борьба с наркотрафиком и нелегальной миграцией.
При этом нет сомнений, что ЕС через Литву предлагает постсоветским странам альтернативу интеграции с Россией. Насколько перспективна эта линия, учитывая огромный комплекс социальных и экономических проблем, с которыми столкнулась Европа?
Конечно, это пропагандистский проект, как и вся стратегия «Восточного партнерства». Страны Балтии находятся в состоянии серьезного социального кризиса, но позиционируют ЕС как образ «оптимального будущего» для бывших республик СССР. Это не просто еврооптимизм, но серьезный политтехнологический проект, одна из целей которого - ограничение сферы взаимодействия стран постсоветского пространства и России.
Демократические стандарты во всей этой игре занимают двадцать пятое место. Это - если оценивать политику ЕС по делам, а не по словам.
Чему нужно поучиться у Литвы, так это информационному продвижению стратегии ЕС. А в Казахстане еще кто-то опасается российской информационной экспансии. Пока что все это только в воспаленном воображении откровенных русофобов. А вот ЕС работает и работает очень системно.