×
Политика Политика

Снести нельзя оставить: в кого попадут, целясь в освободителей Риги?

Острая дискуссия вокруг сноса Памятника освободителям Риги – это проблема не латвийского общества, а латвийской политики. И политиков, которые готовы из-за своих узких интересов поставить под удар мир внутри страны и стабильность отношений с Россией.

Идея снести советский мемориал в Риге отнюдь не нова. Латвийские правые политики выступали с такой инициативой не раз. Аналогичное предложение даже уже собирало подписи – в мае 2012 г. некий аноним зарегистрировал данную инициативу на сайте peticijas.com. Нынешний сбор подписей на сайте ManaBalss.lv, что уже по-своему показательно, также начался весной, за несколько дней до Дня Победы 2013. Противников освободителей Риги или на худой конец просто советской архитектуры оказалось не так много: необходимые для рассмотрения в Сейме 10 тысяч подписей инициатива собирались долгие 6 месяцев. Но в этом нет ничего удивительного, если ознакомиться с цифрами статистики: еще в мае компания SKDS провела опрос, согласно которому, выяснилось, что 79% жителей Латвии выступают против демонтажа мемориала в Задвинье, причем 54% латышскоговорящих респондентов придерживаются того же мнения – даже этническая политизация данного вопроса ничто иное здесь как банальная спекуляция.

Однако посаженное в условиях муниципальной избирательной кампании семя очень кстати проросло в благоприятной почве подготовки к новой затяжной предвыборной гонке – сначала в Европарламент, а затем в Сейм Латвии. Интересно, что еще летом 2012 г. латвийский политолог Ивар Иябс прогнозировал включение вопроса о сносе Памятника освободителям в предвыборную кампанию «национально настроенных» партий, переживающих дефицит позитивных предложений. Выборы в Рижскую думу прошли, а «монументальную» строчку в программе Нацблока так и не снесли, видимо, в наивной надежде, что электорату это заменит позитивную программу развития, которую латвийским националистам никак не удается сформулировать.

«Столь радикальная идея как снос Памятника освободителям Риги вряд ли кому-то из политических сил может быть полезна. Даже Нацблок вряд ли за счет этого расширит свой электорат – скорее просто напомнит о себе. Поэтому единственный мотив, который я здесь усматриваю – это личный пиар отдельных правых политиков», - считает историк, член российско-латвийской комиссии историков Александр СЫТИН.

При этом лидеров Нацблока, похоже, не сильно заботит тот факт, что погоня за этим личным пиаром может обернуться серьезными осложнениями как внутри страны, так и в отношениях с Россией. Дискуссии вокруг сноса памятника в Латвии разгорелись за несколько дней до торжественного вручения новому послу ЛР в РФ Астре Курме верительной грамоты, во время которого российский президент В.Путин подчеркнул: «Россия готова выстраивать конструктивное взаимодействие с Латвией на основе принципов добрососедства и уважения интересов друг друга». Совершенно точно снос Памятника ветеранам Великой Отечественной войны в эту формулу не укладывается; скорее, наоборот, акт неуважения к своему соседу может вызвать ответный симметричный ответ, вариантов которого может быть масса. К примеру, в пос. Лесном Верхнекамского района Кировской области расположены захоронения латышей – бывших узников Вятлага. Еще прежний латвийский посол в РФ Эдгарс Скуя договорился с губернатором Кировской области Никитой Белых увековечить память похороненных там специальным мемориалом.

А ну как в Кремле решат взять на вооружение латвийский политический инструментарий и наложить вето на этот проект или перенести захоронения, как то иногда практикуется в балтийских республиках в отношении захоронений советских солдат?

Исторические основания найдутся без труда: вспомнить хотя бы тот факт, что в поселке Кировской области захоронены члены небезызвестной «команды Арайса», истреблявшей мирное население в городах и поселках Прибалтики во время войны. Сколько тогда проклятий и политических окриков получит в своей адрес Россия из Латвии, а, возможно, даже и от европейских структур? А ведь это был бы лишь зеркальный ответ на недружественный акт…

И соответствующие предупредительные сигналы из Москвы уже посланы в Ригу. «Надеемся, что латвийские власти отдают себе отчет в том, что их навязчивое стремление к реабилитации нацистов существенно осложняет развитие двустороннего диалога с Россией, препятствуя формированию позитивного политико-информационного фона в наших отношениях», - говорится в комментарии к сложившейся ситуации официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича. Но даже если оставить за скобками идеологические расхождения между Москвой и Ригой, снос памятника создает опасный прецедент в российско-латвийских отношениях –

Латвия нарушит взятое на себя юридическое обязательство по сохранению Памятника освободителям Риги в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением о социальной защите живущих на территории Латвии российских военных пенсионеров и членов их семей от 30 апреля 1994. 

Другими словами, у латвийского руководства не останется ни идеологических, ни юридических «зацепок», чтобы оправдать свой политический вандализм в случае сноса памятника, а последствия могут ударить по благополучию каждого жителя Латвии.

«Было бы странно, если бы коллеги Нацблока по правительству поддержали идею сноса памятника, - отмечает А.Сытин. - Нельзя не понимать, что осложнения отношений с Россией ударит и по экономическим связям между государствами, может ослабнуть и туристический поток, который сейчас очень важен для латвийского бюджета. В условиях и без того сложной экономической ситуации Латвии подобные дополнительные трудности ни к чему». Действительно, инициативу националистов осудили даже «свои»: премьер Домбровскис открыто признал, что снос памятника не просто не способствует сплоченности общества, а даже «ведет к противоположному»; президент Берзиньш вообще фактически признал сторонников разрушения мемориала от ВЛ-ОС/ДННЛ бесноватыми. Поэтому уже сейчас понятно, что перспектив у инициативы Р. Крастиньша, Э. Гайлиса и М. Рукса, зарегистрированной на ManaBalss.lv, в практической плоскости никаких, а радикалы продолжают подогревать спор, не обращая внимания на то, сколь серьезные последствия это может вызвать. Но что-то в итоге должно сработать: либо экзорцист от Берзиньша, либо зоопарк от Ушакова. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров