В Вильнюсе начинает свою работу саммит Восточного партнерства. Он проходит на фоне грандиозных скандалов, самым громким из которых оказалось решение правительства Украины отказаться от подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с ЕС. Теперь Украина живет непрекращающимися акциями протеста, президент Янукович летит в Вильнюс объяснять европейским лидерам свою позицию, вместе с ним летит украинская оппозиция, а в Киеве между тем побывала спикер литовского Сейма…
Вильнюсский саммит Восточного партнерства, даже если он и не войдет в историю подписанием Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, все равно теперь надолго останется в памяти. Сложно вспомнить другое международное мероприятие, которое проходило бы на фоне таких страстей, интриг и скандалов, как сейчас.
Процесс переговоров об ассоциации Украины и ЕС на всем его протяжении представлял собой один большой конфуз, причем в неприглядном положении оказывалась не только украинская сторона (ей уже давно в плане репутации терять нечего), но и европейская. Сколько раз европейские чиновники делали Киеву последнее брюссельское предупреждение и ставили крайний срок для выполнения критериев, необходимых для ассоциации, столько раз Киев даже не пытался к очередному «крайнему сроку» продемонстрировать хоть какой-нибудь прогресс.
Украинское руководство не только не провело реальных реформ в стране, но даже не сделало элементарного жеста доброй воли – освобождения Юлии Тимошенко. Брюссель, вместо того, чтобы отказаться иметь дело с такими партнерами, раз за разом наступал на горло собственной гордости и приглашал, заманивал, затаскивал Киев к себе. Сократил число требований «списка Фюле» с 19 до 3 и вместо освобождения Тимошенко стал просить отправить ее на лечение в Германию.
Теперь, даже если случится чудо, и Янукович решит подписать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации, Евросоюз окажется перед перспективой опозориться окончательно и сделать своим ассоциированным членом страну, не пошедшую ему навстречу ни в одном вопросе.
«Чисто технически Верховная Рада уже не успевает повторно провести те законопроекты, которые были отвергнуты и которые запустили процесс торможения ассоциации с ЕС. И что, тогда Брюссель отказывается от своих условий? Это будет, конечно, сильнейший удар по репутации Евросоюза. Я не думаю, что ЕС (Германия, прежде всего) способен на это пойти», - прокомментировал порталу RuBaltic.ru ситуацию исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» (Россия) Алексей Власов.
Однако на данный момент проблема морального выбора перед ЕС, кажется, и не стоит.
При всех заверениях о неизменности европейского вектора интеграции, президент Украины в интервью украинским телеканалам дал понять, что 28-29 ноября Соглашение об ассоциации подписывать преждевременно и поддержал экономические аргументы правительства, решившего приостановить подготовку к Вильнюсскому саммиту.
То, что эти аргументы имеют под собой основания, говорят и украинские, и российские, и западные эксперты.
«Ассоциация с ЕС означает разрушение баланса внешнеэкономических связей и угрозу потери контроля над экономической ситуацией», - заявил RuBaltic.ru директор Института политического анализа и международных исследований (Киев), ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей Толстов. «Речь не идет о каких-то косметических вещах, здесь серьезная ситуация с серьезными угрозами… Падение товарного экспорта в Россию при отсутствии достаточных мер поддержки со стороны Европейского союза (особенно при тех, условиях, которые предлагает Международный валютный фонд) предполагает ситуацию экономического и социального коллапса», - считает г-н Толстов.
«В отношениях Киева с Брюсселем есть две плоскости, - говорит Алексей Власов. - Первая – дело Юлии Тимошенко. А второй вопрос – здесь я, конечно, согласен с Константином Затулиным и Евгением Минченко, что издержки, которые Украина будет ощущать от разрыва экономических отношений с Россией и вхождения в общий рынок Евросоюза, не компенсируются ни Международным валютным фондом, ни самим Евросоюзом».
«Западный вектор внешней политики (ориентация на Европейский союз) не является рыночным. Отказ от политики многовекторности в пользу ассоциации с ЕС – это чисто политическое решение», - заявлял ранее в интервью RuBaltic.ru профессор кафедры политических наук и международных отношений Гёттингенского университета им. Георга Августа, директор фонда им. Ф. Эберта в России в 1992-2003 гг. Петер Шульце.
Эксперты сходятся на том, что ассоциация Украины с ЕС на Вильнюсском саммите, вероятнее всего, создана не будет.
«С Украиной ни в чем нельзя быть уверенным до самого последнего момента… но 80-90%, что ничего уже не изменится», - считает Алексей Власов. По мнению Сергея Толстова, «на данном этапе подписать ассоциацию 28-29 ноября практически нереально. Во-первых, это вызовет очень большие проблемы, во-вторых – это артикулированная позиция Януковича».
При этом к «проблеме Тимошенко» и проблемам украинской экономики в последние дни прибавилась проблема украинского политического кризиса. Вильнюсский саммит будет проходить на фоне «евромайданов» - акций протеста в городах Украины. На самый большой Евромайдан – Европейскую площадь в Киеве 24 ноября вышли десятки тысяч человек, во второй день Вильнюсского саммита украинская оппозиция рассчитывает повторить это достижение.
Эксперты Евромайдану в звании решающего фактора ассоциации Украины и ЕС отказывают. «Майдан создает красивую картинку и встречает поддержку со стороны Европейского союза. Поэтому пока я не вижу таких возможностей, которые привели бы к резкому ухудшению политической ситуации. Максимум возможностей Майдана – это спровоцировать досрочные парламентские выборы», - считает Сергей Толстов.
Прямо с Евромайдана лидеры украинской оппозиции 27 ноября отправились в Вильнюс. Туда же собирается лететь и Виктор Янукович.
Сомнительно смотрится и то, и другое действие: оппозиция по определению никаких документов с Евросоюзом не может подписывать, Янукович в Вильнюсе тоже это делать отказался, но в Литву, тем не менее, летит.
Впрочем, действия украинских партнеров по части абсурда отчасти уравновешивают представители Литовской республики.
Спикер Сейма Литвы Лорета Граужинене дополнила список связанных с Вильнюсским саммитом скандалов тем, что 26 ноября прибыла в мать городов русских на Евромайдан и выступила на тему «европейского выбора» украинского народа. Украинское руководство такого поведения, мягко говоря, не поняло – вызвало литовского посла в МИД для объяснений по поводу вмешательства иностранного государства во внутренние дела страны.
Этой эскападой в духе барона Мюнхгаузена за два дня до исторического саммита в Вильнюсе Граужинене, сама того не подозревая, подвела символическую черту под амбициями литовского руководства на особую роль в диалоге Украины и ЕС.
«Глава МИД, президент, по сути, работают по ясной повестке дня и стараются, по крайней мере, в последнюю минуту не сделать что-то, что могло бы помешать процессу переговоров, а спикер, видно, больше думает о своем имидже и каких-то внутренних политических играх. Ситуацию с внешней политикой, видно, она не очень хорошо чувствует и субтильности внешней политики видно не ощущает», - прокомментировал выходку Граужинене в интервью BNS литовский политолог Томас Янелюнас.
Так что и Литва через главу своего парламента внесла толику абсурда в спектакль, который устроили политики вокруг саммита в Вильнюсе, не получив, правда, кроме законных 15 минут славы, ничего из того, что хотела этим знаковым мероприятием добиться. «Конечно, Литву жалко: люди готовились, настраивались, для них Украина была очень серьезная карта. Ну, что же бывают в жизни поражения. Все в жизни надо пережить», - посочувствовал председателю Евросоюза политолог Алексей Власов. Впрочем, статус хозяйки Вильнюсского саммита (а, вернее, хозяйки "гостиницы", в которую съедутся участники саммита) у Литвы никто не отнимает, поэтому и для нее не все так плохо: Янукович, украинская оппозиция и лидеры всех стран Евросоюза в любом случае без магнитиков с панорамами старого Вильнюса не останутся и, конечно же, попробуют цеппелины.