×
Политика Политика

Розова: нацменьшинства готовы управлять страной наравне с литовцами

Источник изображения: www.lithuaniatribune.com

Сегодня, 11 марта, Литва отмечает День независимости. Однако само Литовское государство сегодня довольно далеко ушло от тех идеалов свободы и равенства, во имя которых была приобретена независимость почти 25 лет назад. Так, десять подписантов того самого Акта независимости 11 марта 1990 года бойкотируют парламентские торжественные мероприятия, «которые организуют власти, игнорирующие волю народа и разрушающие государственность Литвы». С другой стороны, будто демонстрируя дрейф Литвы от демократии к националистическому авторитаризму, дата 11 марта стала традиционной для проведения в Вильнюсе маршей националистов. Подобные марши поддерживаются, согласно соцопросам, лишь 18% населения, однако идеология национализма, очевидно, является приоритетной для нынешнего литовского руководства. Русские и поляки, будучи гражданами Литвы, в таких условиях фактически не имеют равных возможностей с представителями титульной нации в управлении государством, считает депутат Сейма Литвы, зампредседателя партии «Русский Альянс» Ирина РОЗОВА:

- В Литве обострились отношения с польским национальным меньшинством. А как бы Вы оценили положение русских в Литве?

- Сразу следует уточнить: отношения обострены между консерваторами и Избирательной акцией поляков Литвы. Через обращение в государственную комиссию по языку, в Конституционный суд и давление на правящую коалицию консерваторы блокируют многие инициативы поляков. Последние, в свою очередь, не идут на уступки консерваторам и консервативной части общества, считая свои требования абсолютно законными.

Написание польских имен и фамилий с использованием польского алфавита, таблички с названиями улиц в местах компактного проживания поляков на польском языке - это лишь вершина айсберга. Главное требование ИАПЛ - право использовать польский язык наравне с государственным литовским языком в местах компактного проживания поляков, а это весь Вильнюсский край.

Ну и конечно, возвращение незаконно, с точки зрения поляков, перераспределенной земли, ранее принадлежащей их предкам. Консерваторы рассматривают в этих требованиях потенциальную угрозу государственности Литвы, и, как черт ладана, боятся «призрака» польской автономии.

Поляки производят впечатление мощной и монолитной силы потому, что действуют солидарно, методично и последовательно. И, что немаловажно, в этом их на всех уровнях поддерживает Варшава. Единственный город в Литве, где компактно проживают русскоязычные, это Висагинас. Поэтому вопрос об употреблении региональных языков для нас важен, но не так актуален как для поляков.

Русскую диаспору больше волнует вопросы скрытой дискриминации на рынке труда и проблемы, с которыми сталкиваются русские школы.

Такие нововведения в системе образования, как единый для русских и литовских школ экзамен по литовскому языку, отмена государственного экзамена по русскому языку и др. запускают механизм ассимиляции. Русская и польская общественность негативно оценивают процессы, происходящие в системе образования Литовской Республики и солидарны в отстаивании своих интересов. Иногда наши совместные действия приводят к успеху, но чаще мы оказываемся в условиях перманентной борьбы, однако своих позиций не сдаем.

К счастью, наметилась и обнадеживающая тенденция. Стало увеличиваться число детей в русских детских садах и начальных школах. Отрадно и то, что те русские люди, которые получили среднее образование в литовской школе и на себе ощутили, что такое комплекс «чужого», ведут своих детей-первоклассников в русскую школу. Повысился интерес к русскому языку и в литовских школах, что вселяет определенный оптимизм. Сохранение русской и польской школ архиважно для наших диаспор, потому что именно школа воспитывает носителей русского и польского языка, формирует национальное самосознание.

- Вы упомянули про «скрытую дискриминацию». На Ваш взгляд, корни этой проблемы кроются в социальной или политической сфере? В роли первоисточника выступает общество или правительство?

- Мне кажется, что это взаимосвязано. Ведь на бытовом уровне люди вполне нормально общаются. Но если ваш сосед с утра скажет вам по-русски «здравствуйте», а потом перекинется парой фраз, это вовсе не означает, что он вас обязательно примет, когда вы придёте наниматься к нему на работу, даже если у него есть вакансия. Он скорее прибережет эту вакансию для «своих».

Многие наши выпускники уезжают учиться в Россию или на Запад. Те, кто остаётся здесь, поступают в литовские ВУЗы, благо, что русская школа даёт достаточно высокий уровень знания литовского языка. Но где они будут работать после окончания вуза, это вопрос. Уровень безработицы среди молодежи, как русской, так и литовской, очень высок. Правда, в последнее время в некоторых фирмах знание русского языка является дополнительным преимуществом для соискателя, поскольку эти фирмы работают с Россией и нуждаются в специалистах, владеющих двумя языками. Но наша молодежь в меньшей степени, чем литовская, может надеяться на протекцию родственников и знакомых хотя бы потому, что людей с русскими фамилиями, занимающих высокие должности на государственной службе в Литве, очень и очень немного. Так что и помочь то особенно некому.

- Польские эксперты, с которыми мы общались ранее на данную тему, выражали мнение, что для руководства Литвы не существует литовских поляков. Можно ли данный тезис отнести и к литовским русским?

- Некоторые литовские эксперты утверждают, что в Литве людей истинно польского происхождения немного. А те, кто считает себя поляками, на самом деле, не поляки, а подвергшиеся полонизации литовцы, иными словами «тутейшие». Такие заявления вызывают справедливый гнев у поляков.

Что касается литовских русских, то это изначально некорректное определение, потому что большинство из нас считает себя русскими Литвы. Хотя, есть, конечно, и исключения. Встречаются русские, которые хотят быть литовцами больше, чем сами литовцы.

- Не могли бы Вы уточнить, что в данном случае имеется в виду под терминами «литовский русский» и «русский Литвы»?

- Русский Литвы - это человек, который считает себя русским по своему происхождению, мироощущению, по культуре, в которой он воспитан, а также по языку. Поэтому мы считаем себя русскими Литвы.

- Если положение русских в Литве не сильно отличается от положения поляков, почему голос поляков, выражающих недовольство, слышен в Литве, а русских - почти нет? Или я ошибаюсь?

- Ситуация достаточно очевидна. СМИ порой сознательно замалчивают тот факт, что поляки и русские в своих требованиях едины. Для литовских политиков выгоднее представить обществу одно недовольное национальное меньшинство, навесить на него ярлык сепаратистов, и, вместо того чтобы решать проблемы межнациональных отношений, пугать своих граждан угрозой потери территориальной целостности государства.

Одним словом, с одной стороны - плохие поляки и плохая Варшава, которая их поддерживает. А с другой стороны - чуть более лояльные русские, но все равно очень-очень плохая Россия. Куда не бросишь взгляд - повсюду враги.

- Вообще достаточно ли слаженно действуют в борьбе за свои права русские и поляки Литвы?

- На самом деле, в Литве есть тенденция замалчивать участие русских в политических процессах. «Русский альянс» уже долгое время работаем вместе с Избирательной акцией поляков Литвы. Дважды мы вместе участвовали в выборах в Сейм. Последний раз очень удачно. В настоящее время в Литовском сейме работает фракция Избирательной акции поляков Литвы, в которую вхожу и я как представитель «Русского альянса». Мы совместно участвовали в выборах в городские муниципалитеты, а также в выборах в Европарламент. А сейчас «Русский альянс» и ИАПЛ будут совместно участвовать в выборах в Европарламент, которые состоятся 25 мая.

- Партия ИАПЛ, с которым «Русский Альянс» выступал на последних выборах единым списком, входит в правящую коалицию. Как Вы считаете, позволило ли данное положение как-то облегчить положение нацменьшинств в стране? Если нет, то, что мешает – ведь партия в правительстве?

- Достаточно познакомиться с аналитическими статьями в средствах массовой информации, чтобы понять, что составляющие основу правящего большинства социал-демократы находятся под заметным влиянием консерваторов и президента.

По-видимому, есть обстоятельства, о которых мы не всё знаем, которые заставляют социал-демократов маневрировать между консерваторами, президентом и партиями, которые входят в правящее большинство. Это порождает множество противоречий и мешает слаженной работе.

Порой сталкиваются совершенно противоположные установки: к примеру, объявленный премьером Буткявичюсом после выборов в Сейм курс на перезагрузку отношений с Россией, с одной стороны, а с другой – «Стратегия сдерживания России», которой неукоснительно следуют консерваторы и президент. В такой ситуации говорить о каких-то больших достижениях трудно. Но сам факт участия партий, представляющих интересы нацменьшинств, в работе Сейма и правительства является свидетельством того, что национальные меньшинства уже созрели для управления государством наравне с титульной нацией.

- Каковы Ваши прогнозы относительно приближающихся выборов?

- Трудно сейчас сказать что-то определенное. Конечно, использование трибун Европарламента откроет большие возможности, во всяком случае, возможность громче говорить о том, что нас волнует.

Мы ощущаем, что наш электорат стал более активным. Это даёт нам надежду на то, что результаты предстоящих выборов в Европарламент могут быть не хуже, а может быть даже и лучше, чем результаты предыдущих выборов, когда мы получили одно место в Европарламенте из двенадцати, принадлежавших Литве. Тогда был избран Вальдемар Томашевский, которого политологи считают одним из наиболее активных европарламентариев.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров