Делегация американских сенаторов совершает турне по граничащим с Россией странам. В планах - посещение Норвегии, Эстонии, Латвии, Литвы и Молдовы. Глава делегации, одиозный сенатор Джон Маккейн, за время поездки успел заявить, что в планах Путина возрождение Российской империи, что «следующими после Крыма» будут Латвия и Молдова и что Латвии с Литвой нужно равняться на Эстонию, повышая расходы на оборону.
Маршрут вояжа американских политиков в точности соответствует контурам «санитарного кордона» против России, как его строили в европейской геополитике начиная от создателей Версальской системы и кончая экс-премьером Литвы Андрюсом Кубилюсом и «буфером Грибаускайте». Балтийские страны, страны «Восточного партнёрства» плюс Норвегия как геополитическая опора НАТО в Скандинавии. Целью визитёров ставилась не просто активизация «санитарного кордона» в новых международных реалиях – судя по заявлениям главы делегации Джона Маккейна, целью было продемонстрировать возрождение стратегии «сдерживания России» и связанного с ней повышенного внимания США к своим верным союзникам в Восточной Европе.
Среди прочего сенатор Маккейн заявил, что Путин хочет возродить Российскую империю, в которую, как известно, входили и страны Балтии, что «следующая страна, которой надо быть начеку — это Молдова» и что такую же стратегию, как в Крыму, «Путин может использовать в Латвии, где проживает много русских».
В Приднестровье, по мнению одиозного республиканца, стоят российские войска, потому что Молдова не входит в НАТО, а Латвия с Литвой должны равняться на Эстонию, у которой высокий уровень расходов на оборону.
«Эти заявления – один из моментов поиска смысла существования НАТО и американского «зонтика» в Европе», - заявил RuBaltic.ru политолог Сергей Михеев. «НАТО в своё время создавался как противовес СССР и Организации Варшавского договора. После распада СССР и Восточного блока у НАТО не стало цели, и её начали лихорадочно искать – то там террористы какие-то, то «Аль-Каида» (террористическая организация «Аль-Каида», запрещена в РФ), то Иран, то Северная Корея. А теперь есть прекрасная возможность завести старую пластинку, заявив, что Россия опять угрожает бедной Европе, поэтому мы все должны сплотиться вокруг наших американских друзей и вкладывать деньги в оборону. То, что американцы будут использовать для этого украинский кризис, было ясно с самого его начала», - считает Сергей Михеев.
С другой стороны, пока что военное укрепление балтийской «буферной зоны» осуществляется больше местными политиками на словах – партнеры из США, похоже, жёстко разочаровали прибалтийских коллег, заявив устами Джона Маккейна, что НАТО не собирается создавать в Латвии военную базу (латвийские власти после событий в Крыму предлагали создать базу НАТО в районе Лиепаи). Так что пока прибалтийским правящим элитам предлагается только больше самим платить за оборону, а к участию в реализации новых военных бюджетов для восточно-европейского региона старшие товарищи подпускать их не собираются.
А в том, что американская военная промышленность рассчитывает сделать хороший бизнес на нынешнем кризисе, сомневаться не приходится – это видно всё из тех же прибалтийских заявлений Джона Маккейна, одного из главных многолетних лоббистов ВПК Соединённых Штатов. Сенатор заявил, что США и НАТО должны быть верны своей практике защиты «молодых демократий» и поставлять украинским властям военную технику.
«В связи с украинским кризисом очень быстро развивается сотрудничество между странами Балтии и США, что полностью входит как в планы США использовать международную ситуацию для усиления своего присутствия в Европе, так и в планы стран Балтии, в концепциях внешней политики которых записано, что США – их основной стратегический партнер», - считает эксперт Российского института стратегических исследований доктор исторических наук Александр Сытин. «Страны Балтии сейчас очень взволнованы, как бы и их не затронул «крымский пожар», как бы русскоязычное население не активизировало свою деятельность. Соответственно, происходит сближение этих стран», - заявил Александр Сытин RuBaltic.ru.
Ещё один немаловажный аспект возвращения интереса Вашингтона к балтийской «буферной зоне» - превращение США в группу поддержки правящих элит стран Балтии во внутриполитическом процессе. Неслучайно всё тот же Джон Маккейн публично выяснял, есть ли в латвийской армии русскоязычные солдаты и рассуждал о том, что Россия оправдывает «свою агрессию» защитой соотечественников за рубежом.
«В бывших советских республиках есть определённое количество ещё более сумасшедших русофобов, чем Маккейн, поэтому Маккейну с ними удобно общаться – они с Маккейном, что называется, на одной волне. Поэтому за счёт нынешней истерики решаются и внутриполитические проблемы – например, в Литве сейчас идёт избирательная кампания к выборам президента, и основной претендент, Даля Грибаускайте, вовсю использует антироссийскую тему, потому что это позволяет ей не говорить об экономике, не говорить о социальных проблемах – только об «угрозе со стороны России», необходимости защищать Родину и т. д.», - говорит Сергей Михеев. Ту же мысль применительно к Латвии развивает Александр Сытин: «Это обычная русофобская позиция, основанная на определённых страхах, и попытка правых удержать свои позиции накануне выборов в Европарламент и затем в Сейм Латвии. Объективно, американские партнёры своими заявлениями этим силам помогают».
Получается, что украинский кризис в международных отношениях возвращает постсоветские государства Прибалтики к их фундаментальным основам. Для США они снова приоритетный военно-политический форпост на ближних подступах к России, «буферная зона», отгораживающая её от Европы. Для населения стран Балтии новые-старые геополитические реалии – это очередной отказ от акцента на решение их реальных проблем во внутренней политике и возвращение к старому доброму «Русские идут!»