В III сессии Парламента непредставленных, которая состоялась в минувшие выходные, приняли участие правозащитники из Брюсселя. Увиденное в Риге помогло европейским юристам глубже разобраться в причудливых искривлениях латвийской демократии. Портал RuBaltic.Ru обсудил проблему неграждан с одним из гостей Парламента непредставленных - главой Международного фонда за улучшение публичного управления (IFBG) Джеймсом УИЛСОНОМ:
- Г-н Уилсон, какое у Вас сложилось впечатление от участия в заседании Парламента непредставленных?
- Я больше узнал о ситуации с негражданами в Латвии. Многие вещи мне раньше были непонятны. У меня было некое общее представление о проблеме, но несколько моментов меня откровенно удивили. Прежде всего, в текущем месяце Латвия перешла на евро, поэтому налоги все платят в евро, но не у всех налогоплательщиков есть избирательное право.
Я убежденный сторонник принципа «нет налогообложения без представительства». То есть если ты платишь налоги, тебе должно быть предоставлено право голоса.
Около 300 тысяч жителей Латвии, которые живут там очень-очень долгое время, платят налоги в евро (причем некоторая часть налогов идет на зарплаты депутатов Европарламента и чиновников Еврокомиссии), но у них нет избирательных прав! Я считаю это совершенно неправильным. Это противоречит принципам, заложенным в Хартии Европейского союза по правам человека.
Вторым удивившим меня моментом во время дебатов в Парламенте непредставленных стало то, каким взвешенным, интеллектуальным и цивилизованным был диалог.
Меня это сильно впечатлило, потому что пока у нас шли дебаты, я вспоминал ужасные демонстрации и борьбу, происходящую в других частях света - в Египте, Сирии, Таиланде и других странах, где идея мирного диалога оказалась позабыта. Я очень впечатлен Парламентом непредставленных как организацией и тем, как в нем представляют взгляды демократическим и цивилизованным способом.
- На ваш взгляд, Парламент непредставленных и Конгресс неграждан эффективный механизм для решения проблемы неграждан в Латвии?
- Я так скажу - прошло десять лет. Грядет десятилетний юбилей присоединения Латвии к ЕС. Многое удалось сделать. Ситуация улучшилась. Но давайте взглянем вперед на следующие десять лет. Не думаю, что стоит хвастаться и расслабляться. Мы должны поставить определенные цели для улучшения ситуации с резидентами, которые в данный момент не имеют полных гражданских прав. Не мне указывать, какими именно должны стать цели, но я думаю, что очень важным первым шагом послужит признание самой проблемы и формирование идей по ее решению.
К примеру, доклад Европейского социально-экономического комитета от октября 2013 г. предлагает некоторые шаги, способные значительно расширить и задействовать Хартию, чтобы ее положения постепенно распространялись на большее число людей. Также шаги должна предпринять Еврокомиссия. Она может дать рекомендации для реализации на уровне ЕС или на уровне стран.
Аналогично можно делать множество мелких шагов. Например, позволить негражданам Латвии голосовать на местных выборах.
Я бы хотел увидеть больший прогресс, но изменений можно добиться лишь постепенно, при условии признания проблемы всеми заинтересованными сторонами. В частности, в Латвии этому мешает то, что проблема неграждан не так хорошо известна за рубежом.
- То есть остальная Европа не знает о специфике латвийской демократии, о массовом негражданстве?
- Недостаточно знает. Один или два человека могут быть в курсе, и то, скорее всего, это политологи. Обычные люди в Европе не имеют представления об этой проблеме.
- Но ведь эту проблему не могли «просмотреть», когда Латвию принимали в европейское демократическое сообщество?
- Полагаю, отношение к резидентам во время вхождения в Евросоюз отличалось в различных странах. Не забывайте, что тогда скопом приняли десять новых членов. Соответственно вкрались различия в соглашения о вступлении. Не мое дело критиковать, что было сделано тогда - нужно смотреть на сегодняшнюю ситуацию.
Мы должны работать на признание того, что 300 тысяч живущих в Латвии людей заслуживают полных гражданских прав, как и граждане в других государствах ЕС. Я не думаю, что справедливо или правильно лишать эту группу людей права голоса.
Как я упоминал, никакого налогообложения без представительства. Это фундаментальный принцип американской конституции.
Как европейцу мне было бы стыдно, если бы кто-нибудь сказал мне, что Европа менее демократична, чем США. Это очень важно. И Латвия продемонстрировала преданность Европе переходом на евро. Так почему бы не посмотреть, что мы можем сделать, чтобы Латвия стала еще лучше?
- Парламент непредставленных Латвии как раз принял резолюцию, в которой говорилось о том, что проблема негражданства сама по себе снижает стандарты демократии в ЕС. Вы согласны с этим тезисом?
- Да, согласен. Повторюсь: как европейцу мне стало бы стыдно, если бы у нас были стандарты демократии ниже, чем в США. Это происходит из-за того, что в Европе мы взимаем налоги с резидентов, но не даем им голосовать. В Латвии речь идет о резидентах, которые живут там очень давно. О людях, которые там родились, либо их родители, бабушки и дедушки там родились. Они не вчера приехали. Они платят налоги. Они хорошие, законопослушные резиденты. И им должно быть предоставлено право голоса.
- Почему в таком случае ЕС раньше не обращал на них внимания?
- Могу лишь догадываться. Для этого потребуется смотреть, что творилось в начале 1990-х годов на переговорном процессе по вступлению Латвии в ЕС. В то время Еврокомиссия вела переговоры с латвийским правительством. Мне кажется, бесполезно оглядываться в прошлое и пытаться пришить вину кому-нибудь. Я убежден, что гораздо конструктивнее смотреть вперед и продвигать позитивные предложения, при помощи которых можно будет исправить допущенную ошибку.
- Исправлять ошибки, конечно же, правильно. Но не кажется ли Вам, что Латвия и Эстония со своим уникальным институтом неграждан стали своего рода «неприкасаемыми» в рамках ЕС? То есть, например, европейские политики и чиновники критикуют Украину, которая в ЕС не состоит, но не распространяют аналогичный взгляд на балтийские страны, которые, казалось бы, обязаны придерживаться европейских демократических норм…
- Я расширю Ваш вопрос, чтобы он покрыл всех членов ЕС. У нас есть английская поговорка: «Горшку негоже называть чайник черным».
Знаете, во многих странах Евросоюза существуют плохие практики касательно прав человека. И я бы хотел увидеть признание со стороны европейских институтов того, что Европа не идеальна.
Перед тем, как усиленно критиковать тех, кто находится за пределами ЕС, нам нужна программа по улучшению собственной картинки с обеспечением незыблемых прав и свобод внутри ЕС.
- Но может ли Евросоюз как-то повлиять, убедить или принудить страны вроде Латвии улучшить ситуацию с правами человека?
- Не думаю, что полезно будет концентрироваться на небольшом количестве стран внутри ЕС. Нам необходимо общее признание того, что есть пространство для улучшения ситуации и посмотреть на соответствующие проблемы во всех членах Евросоюза.
Возьмем Польшу - там проблема с досудебным задержанием подозреваемых. Людей арестовывают и сажают в тюрьму на очень длительное время без предъявления обвинений. Судя по всему, в Польше это обычное дело. Я просто привел пример другой страны ЕС, где может быть улучшена политика в отношении прав человека. В Латвии это, прежде всего, избирательные права. Платишь налоги - должен иметь право голоса. Все просто.
- Что может быть сделано в ЕС, чтобы латвийские власти признали эти права?
- Просвещение и распространение информации об этом, чтобы люди понимали, что происходит сегодня. В мае мы все отправимся выбирать депутатов Европарламента во всех странах ЕС. На последующие три-четыре месяца у Конгресса неграждан Латвии появился хороший повод вести информационную работу в других странах ЕС, объясняя, что люди исключены из процесса избрания евродепутатов.
Если мы взглянем на историю Латвии, то обнаружим либеральную традицию.
В центре Риги стоит красивый памятник Бременским музыкантам. Это сказка немецких писателей братьев Гримм про четырех животных, которые нашли свою свободу, отправившись в вольный город Бремен. Верю, что немцам будет интересно узнать о происходящем в Латвии. Наверняка, они разделят взгляд, что люди, платящие налоги, заслуживают право голоса.