Полгода назад новое правительство Литвы во главе с Альгирдасом Буткявичюсом объявило своим внешнеполитическим приоритетом нормализацию испорченных отношений с Польшей. О том, насколько успешной оказалась политика нормализации и как сейчас развиваются отношения в треугольнике «Польша – Литва – Россия» рассуждает аналитик Польского института международных дел, заместитель директора Центра согласия и примирения России и Польши Эрнест ВЫЧИШКЕВИЧ:
- Проблемы, которые поднимаются в отношениях Польши и Литвы имеют ситуативный, а не системный характер. Это касается положения польского меньшинства в Литве и экономических конфликтов. К последним относится, например, покупка польским капиталом Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода: вокруг этой сделки были конфликтные моменты.
Сейчас в литовско-польских отношениях нет очевидного прорыва, но нет и того кризиса, который был еще несколько месяцев назад.
Это связано не только со сменой правительства в Литве, но и со снижением ангажированности общества в вопросах отношений с Литвой в самой Польше. Перелома еще не произошло, но динамика позитивная.
Я не вижу серьезной зависимости литовско-польского диалога от отношений каждой из этих стран с Россией.
И для Литвы, и для Польши имеют место, во-первых, двусторонние отношения с Российской Федерацией: у обеих стран своя повестка дня в отношениях с Россией, и она реализуется на платформе двусторонних отношений – российско-польских и российско-литовских. Усложнять эту схему и добавлять к польско-российским отношениям польско-литовские нецелесообразно.
Во-вторых, существует еще одна, более широкая платформа для отношений Польши и Литвы с Россией – диалог «Россия – ЕС». В этом диалоге участвуют и Польша, и Литва; в этом формате обсуждается, например, очень важный для всех трех стран вопрос Третьего энергетического пакета и вообще энергетические проблемы, которые имеют первоочередное значение для литовско-российских отношений.
Сюда же можно отнести проблемы с атомной электростанцией, которая строится в Калининградской области:
эта электростанция в перспективе может сильно изменить энергетический рынок и Польши, и Литвы, и всего региона Балтийского моря. Вот эта ситуация с калининградской АЭС и может быть точкой соприкосновения в отношениях России, Польши и Литвы.
Еще один возможный пример позитивного объединения межгосударственных отношений двух стран – это зона приграничного безвизового движения.
Такая зона с прошлого года действует между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши.
Это очень позитивная практика, отталкиваясь от которой, можно при желании продвинуться и в области российско-литовских отношений, и в решении проблемы общего облегчения визового режима между Россией и всем Европейским союзом.