В Эстонии к работе приступило новое правительство. Старое распалось после того, как 4 марта премьер-министр Андрус Ансип подал в отставку. Портал RuBaltic.ru побеседовал об изменениях в коалиции и работе нового правительства с политологом, кандидатом политических наук Леонидом КАРАБЕШКИНЫМ:
- Г-н Карабешкин, в Эстонии начало работу новое правительство. Как Вы в целом оцениваете его состав?
- Его трудно оценить, так как половину составляет старый. Некоторые фигуры уже так или иначе участвовали и раньше. Тот же самый министр обороны Свен Миксер. Он молодой политик, а уже семь лет назад занимал эту должность.
В целом, пришли некоторые люди из бизнеса, некоторые - опытные (по эстонским меркам) политики с какими-то своими амбициями. Впрочем, все они прекрасно понимают, что за оставшееся до выборов время они вряд ли успеют внести какие-то серьезные изменения. Всё это - лишь подготовка к предстоящим выборам и заинтересованность социал-демократов в том, чтобы показать себя как ответственную и эффективную политическую силу. Есть несколько и новых, незнакомых лиц. Наверное, это хорошо, что политическая элита постепенно меняет свои ряды профессионалов.
- Почему, на Ваш взгляд, в результате формирования нового правительства партия «Союз Отечества и Res Publica» осталась не у дел? Были ли заметны какие-то предпосылки такого поворота ранее?
- Предпосылки были. Внутренние конфликты в правительстве всплывали ранее на примере некоторых случаев. Об этом говорили и СМИ. Внимательные наблюдатели уже угадывали в этом и в оценках, которые всплывали, некую чёрную кошку, которая пробежала между партнёрами по коалиции. Очевидно, что у этих двух партий, которые были в коалиции, есть определенная конкуренция за один и тот же сегмент электората. В последнее время популярность традиционно доминирующей политической силы в лице реформистов стала падать по целому ряду причин. А с другой стороны, после муниципальных выборов в Таллине и по другим причинам популярность консерваторов начала расти.
Для реформистов сохранение нынешней коалиции, видимо, уже не имело никакого смысла. Для них важно модифицировать нынешнюю коалицию и сделать её максимально выгодной для себя.
Для этого пригласить заведомо более молодого и неопытного партнера, коим являются социал-демократы, безусловно, очень удобно. Планы реформистов по трансформации этой коалиции, похоже, полностью не были реализованы. Шли разговоры о том, что Сийм Каллас может стать премьер-министром. Комбинация была бы доведена до конца.
Очевидно, что в случае получения партией реформистов хороших голосов на выборах в ЕП, часть правительства претерпит изменения. Плюс даже реформисты осознали тот факт, что спрос на чрезмерно либеральную экономическую политику в преддверии выборов был слишком переоценён. Элементы более социально ориентированной политики сейчас востребованы обществом. А социал-демократы - отличный партнер, который ставил в своей программе вопросы усиления социальной ответственности государства. Речь идет о повышении детских пособий, о вопросах, связанных с пенсиями и здравоохранением. Улучшив в краткосрочной перспективе эти сферы, реформисты могут рассчитывать на получение более позитивных результатов на выборах.
- В чём причина падения рейтингов реформистов?
- Очевидно, есть эффект усталости. Премьер-министр Ансип, безусловно, популярный и стабильный политик, при котором не произошло очевидных провалов. Но, видимо, он засиделся на своем посту. Девять лет - в истории Эстонии такого никогда не было.
Второй момент - всё-таки отсутствие ясной экономической перспективы. Традиционные либеральные мантры уже не работают.
Нет цели и перспективы, непонятно, куда идет страна в экономическом плане. Поставленная несколько лет назад задача обеспечить Эстонии место в списке пяти самых богатых стран Европы отодвигается в самое неопределённое будущее.
К тому же начались скандалы. Речь идет о непонятно каких сборах средств на избирательную кампанию. И скандал с исключением одного из самых ярких членов партии, депутата Европарламента Кристины Оюланд.
Кроме того, относительно неудачное выступление на местных выборах, особенно в Таллине, где партия показала результаты ниже своего уровня.
Совокупность всех этих причин потребовала переформулировать партийный процесс. А создание нового правительства - хороший инструмент и для перенастройки механизмов внутри партии, и для привлечения новых фигур.
- Как Вы думаете, случайно ли, что Сийм Каллас, которого прочили на пост премьера, его не занял? Как по Вашему мнению, почему этого не произошло?
- Нужно быть вовлечённым во все межпартийные разборки, чтобы быть в курсе. Одна из версий заключается в том, что представители IRL начали активные переговоры о формировании новой коалиции.
- Эстонские политологи предполагают, что Ансип может быть выдвинут на пост еврокомиссара. Возможно ли такое развитие ситуации или же экс-премьер решит вовсе отказаться от дальнейшей политической карьеры? Насколько велики его шансы на избрание?
- Почему же он должен отказываться от дальнейшей карьеры?
Шёл разговор о рокировке: Сийм Калласа едет премьером в Эстонию, а Ансип - еврокомиссаром в Брюссель. Думаю, что острых противопоказаний к его избранию нет. В Эстонии нет равноценной кандидатуры, которая могла бы претендовать на этот пост.
- Какие главные цели ставит перед собой новое правительство и насколько оно популярно среди жителей Эстонии?
- В системе безопасности внешней политики особых изменений не наблюдается. В социально-экономических сферах планируется увеличение пособий на детей, немного поднят потолок необлагаемого подоходным налогом минимума. Будет снижена ставка на налог по безработице.