×
Политика Политика

Политический бумеранг: Граужинене как результат политики президента

В субботу, 16 ноября, исполняется ровно год работе нынешнего созыва Сейма Литвы. Этот год отметился конфликтами внутри правящей коалиции, а к отчетной дате литовский парламент подходит в состоянии хронической конфронтации между своим новым руководством в лице Лореты Граужинене и президентом Далей Грибаускайте.

Вмешательство президентуры в отношения внутри парламента началось еще до момента его открытия в новом составе. Никаких объективных причин для такого вмешательства не было – процесс формирования коалиции и распределения должностей в Сейме и правительстве продвигался сложно, но вовсе не до такой степени, чтобы президенту надо было спасать страну от политического кризиса и вмешиваться в него.

Наоборот, именно вмешательство Дали Грибаускайте в межпартийные отношения провоцировало политический кризис.

Традиционная роль для глав государств – быть модератором и арбитром в отношениях элитных групп. Такая практика стала общепринятой потому, что она выгодна и для государства (стабилизирует политическую систему, не дает стране стать заложником политического торга), и для его главы (роль модератора и третейского судьи дает куда больший авторитет и влияние, чем вмешательство в межпартийные склоки за или против одной из сторон).

Но для президента Литвы неприятие Партии труда оказалось выше всех прагматических соображений. В результате неотъемлемой частью работы нового Сейма стала борьба Дали Грибаускайте с Виктором Успасских и его соратниками.

Накануне начала работы нового Сейма Грибаускайте неоднократно повторяла, что включение в правительственную коалицию Партии труда для нее неприемлемо. «Я говорю о прозрачности, ответственности, и особенно – о политической совести. И повторяю, что партия, которая сама – не только отдельные ее члены – находится на скамье подсудимых, не должна участвовать в формировании правительства. Это я сказала сразу после выборов», – заявляла осенью 2012 года г-жа президент. Больше того, сразу после выборов Грибаускайте попыталось было отменить сами выборы, попросив Конституционный суд оценить, были ли выборы в Сейм вообще законными.

Конституционный суд в итоге признал, что при отдельных нарушениях, которые имели место, в целом выборы были законными. Социал-демократы отказались изменять давно уже утвержденный формат коалиции, и президенту Грибаускайте в итоге пришлось, скрепя сердце, поручить Альгирдасу Буткявичюсу сформировать правительство, зная, что в него войдут ненавистные ей «трудовики».

Нельзя сказать, что коалиционные партии вовсе пренебрегли позицией президента: в качестве компромисса на пост спикера Сейма был выбран лояльный президентуре Видас Гедвилас.

Но Грибаускайте на компромиссы не пошла, поэтому вся последующая история коалиции превратилась в череду подковерных дрязг с ее непосредственным участием.

В этих дрязгах президенту в целом сопутствовал успех: Грибаускайте расшатала и без того шаткое коалиционное единство: весной 2013 года социал-демократы, объединившись с оппозицией, проголосовали за лишение депутатской неприкосновенности В.Успасских, В.Гапшиса и В.Вонжутайте. А чуть позже с оппозицией объединится уже сама Партия труда и «Порядок и справедливость», проголосовавшие за отставку министра экономики от социал-демократов Бируте Весайте. И то, и другое решение прямо инициировалось из дворца на Дауканто. Кроме того, хроническая склока между союзниками вернула часть былого влияния ушедшим в оппозицию консерваторам, неформальным лидером которых фактически стала Грибаускайте.

Таким образом, принцип «разделяй и властвуй» в случае президента Литовской республики себя полностью оправдал.

Но все в мире имеет цену, и Даля Грибаускайте за свою политику, похоже, заплатила тем, что собственными руками вырастила себе непримиримых политических врагов.

К началу президентской гонки Партия труда сменила на посту спикера Сейма лояльного Гедвиласа на ближайшую соратницу Виктора Успасских Лорету Граужинене. Последняя теперь фигурант постоянных политических скандалов, которые прямо или косвенно задевают Далю Грибаускайте.

Политическое поле Литвы с появлением Граужинене приобрело сходство с ареной цирка, а поведение нового спикера больше всего напоминает клоунаду или, как сейчас говорят, троллинг.

«Мне, как главе государства, неприятно слышать, что мужчины из руководства департамента государственной безопасности покупают обмундирование на свои деньги», - заявила спикер Сейма после встречи с главой ДГБ. Президент, судя по таким словам, главой государства не является. Впрочем, Граужинене уже отказала Грибаускайте и в звании президента, назвав таковым Роландаса Паксаса. А саму Грибаускайте спикер отчитала за «прогулы» важных международных мероприятий: публично «извинилась» за ее отсутствие на конференции парламентских комитетов стран Европейского союза по делам ЕС (при том что присутствие Грибаускайте там и не предусматривалось).

Но политический троллинг это пустяки по сравнению с тем фактом, что по инициативе нового спикера Сейм Литвы уже покушается на президентскую сферу влияния.

Сейчас в парламенте готовится постановление, в котором Грибаускайте предлагают снять с должности своего ставленника – генерального прокурора Дарюса Валиса. В прошлом месяце Сейм Литвы не утвердил годовой отчет генпрокурора, а затем депутаты приняли изменения в законодательстве, которые позволят увольнять генпрокурора, если депутаты не утвердили его годовой отчет. Грибаускайте назвала эти поправки неконституционными и теперь, видимо в игру вновь вступит конституционный суд.

Таким образом, даже еще не выставив официально свою кандидатуру в качестве кандидата на президентское кресло, Д.Грибаускайте уже получает от своих политических оппонентов удар за ударом, и, думается, частота и сила их по мере приближения к выборам будет лишь возрастать. Готовность стравливать всех против всех, не щадить врагов и не идти на компромиссы вернулась к Дале Грибаускайте бумерангом.     

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров