Вильнюсский окружной суд поставил точку в многолетнем процессе над Партией труда. Главный фигурант дела – создатель партии Виктор Успасских – получил 4 года тюрьмы. Но отнюдь не перспектива заключения лидера «трудовиков» - главный результат данного судебного приговора. Окончание дела о «черной бухгалтерии» может стать началом тектонических сдвигов в политической системе Литвы.
Лидеры Партии труда (ПТ) сделали все от них зависящее, чтобы дело, по которому они проходили как обвиняемые, закончилось ничем. «Железным» решением проблемы должно было стать удачное выступление на парламентских выборах-2012 и участие в формировании нового правительства. В.Успасских и его однопартийцам с успехом удалось реализовать эту программу-максимум, но выход из тупика оказался дорожкой в самое сердце лабиринта.
Судьбу Партии труда и лично ее лидера решил своеобразный тандем премьера и президента Литвы, сложившийся в результате тех же выборов 2012 г., по результатам которых «трудовики» вошли во власть.
Литовский миллионер русского происхождения Виктор Успасских, партия которого к тому же стала одной из самых популярных в Литве, является на данный момент, пожалуй, самым сильным политическим раздражителем для Дали Грибаускайте, которая и была главным двигателем дела о «черной бухгалтерии». Президент выступила категорически против вхождения «трудовиков» в правительственную коалицию, которое давало «трудовикам» реальную возможность заблокировать судебный процесс через сохранение депутатской неприкосновенности. Для этого нужно было совсем немного – единство правящего большинства, которое, как показали дальнейшие события, так и не сложилось.
Точнее сказать, реально действующее ныне в Литве правящее большинство – это отнюдь не ситуативный, во многом лишь формальный союз социал-демократов, «Порядка и справедливости» и Партии труда, а скорее СДПЛ и незримо довлеющие над ними литовские консерваторы, возглавляет которых фактически лично Д.Грибаускайте.
О том, что, перейдя в оппозицию осенью 2012 г., СО-ХДЛ сохранила за собой контроль в некоторых важных областях государственного управления, говорят и сами социал-демократы. А наиболее наглядным подтверждением возможности абсолютно бесконфликтного сотрудничества СДПЛ и СО-ХДЛ стало как раз голосование по лишению депутатской неприкосновенности парламентариев от Партии труда, проходящих по судебному делу: с поддержкой коллег по коалиции, «трудовиков», выступили только «паксисты». В итоге именно позиция социал-демократов и их «гуттаперчевого» лидера, премьера Альгирдаса Буткявичюса, открыла дорогу для завершения дела Партии труда, в политической мотивации которого теперь уже нет серьезных причин сомневаться: согласно мировой практике, за нарушения, подобные тому, которых удостоился В.Успасских, обвиняемый получает обычно внушительный штраф и ограничивается условным сроком – лидер же «трудовиков» получил реальные 4 года заключения.
К тому же подобные темные страницы можно найти в истории, пожалуй, большинства крупных партий. Но, например, скелет с фамилией Гарабаравичюсов – семьи бизнесменов близких к СО-ХДЛ – из шкафа консерваторов никто доставать не спешит. А череда неудач, начавшаяся не так давно у семьи некогда образцовых богачей Литвы, свидетельствует о том, что там также может быть немало интересного для правоохранительных органов. Член Сейма 2004-2008 гг. и казначей партии консерваторов Рамунас Гарбаравичюс в апреле этого года оставил свое членство в партии, ничего при этом не объяснив, а двоюродные братья бывшего депутата – Йонас и Линас – оказались втянутыми в скандал, связанный с возможным подкупом, мошенничеством и подделкой документов. Но прокуратура в данном случае по неизвестным причинам в срочном порядке остановила уголовное дело, а глава семьи Йонас Гарбаравичюс по случайному стечению обстоятельств именно в это время решил покинуть Литву и начать совершенно новый бизнес в Лондоне.
Также по случайному совпадению после оглашения вердикта суда, выехал в Россию и В.Успасских, но обещал вернуться буквально через пару недель и слово свое, вероятно, сдержит – возвращение в Литву для него как для политика, очевидно, выгоднее.
Да, в этом случае бывший лидер «трудовиков» почти наверняка лишится свободы, но получит громкий титул политзаключенного, который затем можно будет с успехом продавать на выборах протестному электорату. Оставшись же в Москве, В.Успасских, напротив, делает электоральный подарок своей оппонентке, Д.Грибаускайте, которая в таком случае получит возможность на правах безоговорочного победителя заявлять: «Я же говорила! Рука Москвы…»
Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что план-минимум для литовского президента в борьбе с «трудовиками» и лично их лидером выполнен. Независимо от решения В.Успасских о месте своего будущего проживания нокдаун Партии труда решением суда от 12 июля обеспечен. ПТ теперь окончательно станет партией-изгоем на политической сцене Литвы, которой при всяком удобном случае будут указывать на «криминальный шлейф» ее лидеров.
Однако Партия труда – лишь ступень в переформатировании политического ландшафта Литвы. Играя в «конструктивное сотрудничество» с президентом и консерваторами, А.Буткявичюс роет яму своей же партии. Дав голосованием в Сейме зеленый свет делу «о черной бухгалтерии», социал-демократы лишились главного партнера, который был в состоянии помочь сохранению независимости коалиции и СДПЛ от президента и консерваторов. В таких условиях А.Буткявичюсу, и без того не самому твердому и последовательному политику, останется лишь проводить линию консерваторов, буквально записывая под диктовку в блокнотик их пожелания. Как это скажется на их политической идентичности и электоральной поддержке, пожалуй, говорить излишне – на последних парламентских выборах литовцы голосовали не столько за СДПЛ, сколько против курса консерваторов, который, как теперь оказывается, им удается продолжить и после смены правительства. Смогут ли в таком случае социал-демократы остаться одной из системообразующих партий Литвы? В планы Д.Грибаускайте это вряд ли входит, а потому следом за делом над Партией труда может начаться и кампания против СДПЛ. Это, конечно же, будет не столь грубая борьба, а, скорее, игра на публику – удар за ударом по имиджу социал-демократов с обнародованием все новых списков резервистов КГБ и других страниц их коммунистической истории до тех пор, пока сама партия не будет низведена в политическом болоте Литвы до небольшой кочки уровня нынешнего Движения либералов.
Главный приз в игре, начавшейся с дела Партии труда – безоговорочное доминирование в литовской политике, и социал-демократы, а вернее их лидер А.Буткявичюс, лично передали его в руки консерваторам.