Последние перестановки в руководстве Сейма выгодны в первую очередь Виктору Успасских. Парламентская рокировка поможет создателю Партии труда решить проблемы как внутри партии, так и в отношениях с президентом.
Трудовики поменяли все. Виктор Успасских ушел с последних официальных постов в Сейме, Витаутас Гапшис занял место старосты фракции ПТ, а прежний глава парламента Видас Гедвилас стал вместо него вице-спикером Сейма. Решение об этих перестановках было принято в среду вечером на совете Партии труда и утверждено Сеймом на следующий же день.
«Скорее всего, так выразилась внутренняя напряженность в этой партии, которую, по сути дела, они таким образом и разрешили. Причем эта напряженность разрешилась не только внутри партии, но и внутри самой коалиции, потому что сейчас в руководстве Сейма и в руководстве фракции не будет людей, которые находятся под следствием», - считает профессор политологии Каунасского университета Лаурас БЕЛИНИС.
Проблемы политического и юридического характера у руководства «трудовиков» создавали дополнительные риски для развития партии и ее членов, что не могло не породить противоречий внутри ПТ, а в перспективе, вероятно, привести и к фронде, противостоящей собственным лидерам.
«Конфликт внутри Партии труда идет из-за того, что Успасских и Гапшис находятся в подвешенном состоянии, - уверен Л.Белининс.
- Это все-таки вносит определенную недосказанность в отношения. А сейчас ситуация немного успокоится: все они ушли в отставку и новое руководство, которое будет относительно чистым перед законом, сумеет создать вид более прозрачного руководства». Кроме того, политолог не исключает возможность и личного конфликта между В.Успасских и В.Гедвиласом, который, тем не менее, пока не проявлялся в публичном пространстве.
Все эти внутрипартийные противоречия, так или иначе, получили разрядку в результате «ротации руководителей», при этом В.Успасских ключевой роли в своем политическом проекте не теряет.
Кроме того, изменения среди парламентского руководства ослабят напряжение и по линии Сейм-президентура. Парламент страны теперь возглавит человек, не связанный с главной причиной политического давления на «трудовиков» – делом о «черной бухгалтерии». У Д.Грибаускайте если и не забрали полностью, то, по крайней мере, ослабили возможности для раскручивания истерии по поводу «криминалитета во власти». При этом негласный лидер «трудовиков» получил во главе Сейма по-настоящему своего человека, повлиять на которого со стороны президентуры, вероятно, будет проблематичнее, чем на того же В.Гедвиласа, который на своем посту председателя парламента был по большому счету результатом политического компромисса после напряженности постбвыборной осени 2012 г.
Лорета Граужинене, которая заняла высший пост в Сейме Литвы, уже конфликтовала ранее с Д.Грибаускайте - именно той же осенью 2012 г., когда президент не одобрила ее назначение на пост министра социальной защиты и труда от ПТ. «В том случае, когда она не прошла в министры, я считаю, реакция Грибаускайте была неадекватна, ее аргумент о незнании языка был формальным, - отмечает Л.Белинис.
– Но, я думаю, что сейчас все-таки не будет этого противостояния. Граужинене является для Грибаускайте более приемлемой фигурой, более чистой фигурой, чем Гапшис или Успасских».
Действительно, и Д.Грибаускайте и А.Буткявичюс в четверг уже высказались в поддержку нового руководителя Сейма. При этом политолог согласен, что Граужинене, безусловно, близка к Успасских. «Она уже не раз доказала свою преданность Успасских, а сама она с точки зрения своего поведения, позиций, которые выражала, выглядит очень профессионально», - считает профессор Каунасского университета.
Результатом всей этой неожиданной и стремительной перестановки руководящих фигур, казалось бы, является уход В.Успасских в тень, подальше от огня президентской критики. Но это же и значит, что лидер «трудовиков», несмотря на активную «помощь» со стороны литовского руководства, с политической сцены уходить не торопится, просто за кулисами спокойнее.