В новом политическом сезоне Парламент непредставленных намерен усиливать информационное давление среди латышской общины и на европейском уровне, привлекая внимание к проблеме неграждан. Помимо этого, уже предпринимаются попытки выстроить цивилизованный диалог с руководством страны. От общественного авторитета, который удастся завоевать в результате этих действий, будет зависеть роль ПН в избирательных кампаниях 2014 г., считает председатель альтернативного парламента Валерий КОМАРОВ:
- Г-н Комаров, каковы планы Парламента непредставленных на новый политический сезон? Какие проекты вы сейчас собираетесь реализовывать?
- Сейчас составлен план мероприятий на осень.
Общее стратегическое направление – нам необходимо, с одной стороны, провести ряд дискуссий с участием латышской части общества, чтобы привлечь их внимание и показать, что проблема неграждан не решена.
Латыши этой проблемы просто не видят, поскольку она никак не отображается в латышском информационном пространстве. Там эта проблема не отсвечивается, поэтому для латышей ее как бы и нет, она осталась где-то на рубеже 90-х годов. Поэтому мы сейчас ищем контакты с латышскими общественными организациями, хотим провести ряд дискуссий по вопросам, связанным с отношениями двух общин: язык, культура, негражданство.
С другой стороны, нам необходимо максимально привлечь внимание к этой проблеме в Европе, причем внимание максимально широких масс людей.
Потому что сейчас мы столкнулись с тем, что только в нескольких специализированных узких кабинетах о проблеме негражданства имеют представление. Эту проблему хорошо представляли те, кто так или иначе участвовал в переговорах с Латвией об условиях ее вступления в Евросоюз, а с тех пор минуло уже 10 лет – иных уж нет, а те далече. Новое поколение ответственных лиц информацией о негражданах владеет хуже.
Это что касается специализированных кабинетов. А за их стенами информации об этом вообще нет. Люди с круглыми от удивления глазами встречают информацию о том, что в Европейском союзе существует страна, в которой процветает сегрегация, по большому счету ксенофобия, а значительная часть населения лишена гражданских, политических, отчасти экономических прав.
У нас есть некоторые задумки (я не буду пока их открывать) как использовать важные даты, мероприятия и другие поводы в Европе. Так, в конце мая будут выборы в Европарламент, на них будут обсуждаться общеевропейские темы, и мы планируем использовать это событие как трамплин, чтобы наша тема там тоже прозвучала.
- А осенью будут парламентские выборы в самой Латвии. Какую роль намерены на этих выборах играть Конгресс неграждан и парламент непредставленных?
- Все будет зависеть от того, сумеем ли мы получить достаточный авторитет в обществе, среди жителей Латвии. Но мы постараемся влиять и на европейские выборы, и на парламентские выборы в Латвии, продвигая и поддерживая те политические силы, которые выступают за решение проблем русскоязычной общины, в частности проблемы неграждан.
- На днях Парламент непредставленных направил открытое письмо премьеру Домбровскису. Что стало причиной обращения?
- Мы постоянно ищем возможности для диалога с правящей элитой, поэтому мы обращались и к президенту, и к премьер-министру. Неоднократно обращались с приглашениями на наши мероприятия, с приглашениями о вступлении в дискуссию. До сих пор нас удостаивал вниманием только президент страны через своего пресс-секретаря.
На данный момент поводом для нынешнего обращения послужило то, что на последнем заседании парламента была принята декларация, в которой Конгресс неграждан и парламент непредставленных признают независимость страны, признают латышский язык как государственный, но также обозначает ряд проблем, которые необходимо решить конструктивно, путем диалога.
Домбровскис ранее говорил, что он не хочет встречаться с представителями организации, которая не признает независимость Латвии, так вот мы своей декларацией показываем, что мы ее признаем и не выступаем за уничтожение латвийского государства.
Просто мы указываем на ряд проблем, которые надо хотя бы обсудить, чтобы наметить пути их решения.
- Есть ли уже ответная реакция от премьер-министра или его представителей? Если ее не последует или реакция будет негативная, как вы будете себя вести?
- С одной стороны, мы, конечно, будем разочарованы, если никакой реакции не последует. С другой стороны, мы к этому привыкли, будем продолжать настаивать на обсуждении наших проблем.
Должна быть определенная мотивация, чтобы сесть за стол переговоров.
Возможно, что мотивация у премьер-министра еще недостаточна, нужно будет ее повысить.
- В конце лета в СМИ появлялись сообщения о разногласиях внутри Конгресса неграждан и Парламента непредставленных. Имеют ли в реальности место эти разногласия и насколько они серьезны?
- Это скорее преувеличение. В парламенте непредставленных присутствует 30 человек. Это 30 очень разных человек. Разных по возрасту, разных по некоторым взглядам, разных по подходам к решению отдельных вопросов. Поэтому, конечно, есть разногласия, но нам удается вполне конструктивно их решать.
Иногда информация, просачивающаяся СМИ, раздувается медийщиками в максимально сенсационном ракурсе, что создает нам определенные проблемы.
Чаще всего сенсационность подобных сообщений не соответствует действительности – из небольшой мухи раздувают большого слона.