Попытка правительств Литвы и Латвии изолировать граждан от российской точки зрения на происходящие в мире события привела к тому, что на территории этих стран сейчас ограничено вещание Первого балтийского канала и отключены телеканалы РТР-планета и НТВ-мир. Портал Rubaltic.Ru спросил представителя ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуню МИЯТОВИЧ, насколько правомерны действия литовских и латвийских властей и как к подобным инициативам относится ОБСЕ:
- Г-жа Миятович, политики Литвы и Латвии в последнее время выражают обеспокоенность в связи с «засильем российских СМИ». В итоге на территории этих стран ограничено вещание Первого балтийского канала, отключены «РТР-Планета», «НТВ-Мир». Насколько на Ваш взгляд применимы такие методы в демократическом обществе?
- Основной принцип любого демократического общества заключается в том, что в этом обществе должна быть свобода выражения. Любое решение, ограничивающее разнообразие СМИ и источников информации, может негативно сказаться на свободе СМИ и свободе выражения.
Между тем, это базовые права человека и базовые предпосылки для существования любого демократического общества.
Как бы то ни было, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, эти права также несут особые обязанности и ответственность. Таким образом, они могут быть связаны с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть закреплены законом, и только тогда, когда они необходимы для защиты фундаментальных ценностей и прав человека.
- Почему такие меры всё ещё возможны в ЕС?
- Если такие меры будут приняты соответствующими учреждениями и в соответствии с действующим законодательством, а также будут преследовать законную цель и будут необходимыми и в перспективе соразмерными, то тогда они могут вступить в силу.
Я понимаю, что решение суда в Вильнюсе всё ещё может быть обжаловано, и я не могу комментировать этот вопрос до тех пор, пока не закончатся апелляционные разбирательства. Кроме того, членство в Совете Европы позволяет всем партиям обжаловать это решение в Европейском суде по правам человека, если они считают, что национальный суд не защищает свободу выражения. Эти процедуры признаются и одобряются по всей Европе.
- В настоящее время в Литве обсуждаются меры по усилению давления на российские СМИ. Особенно активно выступала по этой теме член партии консерваторов Раса Юкнявичене. В январе она предложила «о пропагандистской атаке России смело говорить с партнерами в ЕС и НАТО», а также ограничить в стране контент российских СМИ до 30%, «давить» налогами российскую кинопродукцию и пр. Насколько реализуемы, на Ваш взгляд, подобные планы литовских политиков?
- Я осуждала запрет и ограничение вещания российских телеканалов, в том числе потому, что моя вера в то, что правовые инструменты, используемые для отключения каналов, были неправильными и неуместными.
Не мне оценивать возможности или вероятность того, будут другие планы реализованы или нет, но я могу сказать, что моя служба очень внимательно следит за этим вопросом.
- Теперь в Литве ряд других депутатов и политологов призывают закрыть все русскоязычные СМИ как проводников внешней политики РФ, подрывающих литовскую государственность. Как Вы оцениваете подобные инициативы?
- В целом, любые попытки ограничить плюрализм в СМИ должны встречать сопротивление. Свобода СМИ зависит от здорового и энергичного медиа-поля, которое включает в себя средства массовой информации, предоставляющие новости на разных языках и из разных стран.
В то же время, я вижу опасность для плюрализма СМИ в существовании подконтрольных государству СМИ, поскольку они могут быть легко использованы для продвижения государственной пропаганды. Позвольте мне воспользоваться возможностью, чтобы повторить свой призыв к преобразованию государственных СМИ в общественные службы вещания и частные средства массовой информации в регионе ОБСЕ.
- Что могут сделать такие международные организации, как ОБСЕ и ЕС, чтобы прекратить эти антидемократические инициативы?
- Как представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, мне поручено наблюдать за событиями в сфере СМИ в государствах-участниках ОБСЕ, а также поддерживать и поощрять полное соответствие принципам и обязательствам ОБСЕ в отношении свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации.
И это то, что я делаю, с помощью публичных заявлений и коммуникации, а также консультаций с государствами-участниками ОБСЕ, и с помощью молчаливой дипломатии. Мой офис и наша деятельность служат постоянным напоминанием государствам-участникам ОБСЕ об обязательствах в связи со свободой СМИ, которые они добровольно на себя взяли.
- Какие международные нормы нарушает отключение в Прибалтике телеканалов и запрет русскоязычных СМИ?
- Заявление представителя ОБСЕ от 27 марта этого года перечисляет ряд международных деклараций и правил, касающихся отключения каналов телевидения.
- Были ли у представителей ОБСЕ уже какие-то контакты с литовскими и латвийскими политиками по поводу ограничения свободы СМИ в этих странах? Если да, то какова была реакция этих политиков? Удалось ли достичь понимания?
- Отдел представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ связывался с литовскими властями напрямую несколько раз. Был распространен пресс-релиз от 10 октября 2013 г., и я также написала письмо членам литовского парламента от 18 октября 2013 года. Содержание письма нашло отражение в регулярном отчете представителя в Постоянный Совет ОБСЕ от 28 ноября 2013 г.