В уходе премьера В.Домбровскиса со своего поста все более очевидным становится вполне прагматический политический интерес увеличения собственных рейтингов и борьбы со своими оппонентами. Развернувшаяся кампания по давлению на мэра Риги Нила Ушакова демонстрирует, с каким цинизмом используются подобные «образцовые», «высокоморальные» решения.
Персона Нила Ушакова, безусловно, один из главных раздражителей латвийской правящей элиты. Причина понятна: русский политик, который отмечает 9 мая, вводит бесплатный проезд на столичном общественном транспорте, «потакает» налаживанию бизнес-контактов с восточными соседями и решает хозяйственный проблемы вместо того, чтобы сражаться с фантомной российской угрозой. И это еще полбеды, с которой можно было бы справиться традиционными для Латвии способами, например, отправив Центр Согласия в Риге в политическое гетто блоком правых партий, как на национальном уровне. Но проблема в том, что Н.Ушаков покусился (и, как показали последние выборы, покусился вполне успешно) на «святое» – этнический раскол в обществе. Мэр Риги перестал быть только «русским политиком», но и не перешел в стан «латышских политиков» с русской фамилией, как, к примеру, Вячеслав Домбровский.
В итоге Ушаков стал представителем принципиально новой и пока весьма малочисленной в Латвии «интегрирующей» элиты, которая к тому же предлагает политическую повестку дня, альтернативную действующей. Именно в силу того, что мэр Риги является, условно говоря, градоначальником как латышей, так и русских, традиционные латвийские способы по его политической изоляции бессильны.
И это опасный прецедент, который к тому же тянет в целом рейтинги главной оппозиционной политической силы страны вверх, на уровень, недостижимый сейчас ни одной правящей партией. Мало кто будет спорить, что без Н.Ушакова Центр согласия существенно потеряет в своей общественной поддержке.
Уход рижского мэра в отставку будет настоящим достижением в деле сохранения прежней политической модели в Латвии. Именно поэтому казавшаяся сенсационной сама по себе отставка Валдиса Домбровскиса с поста премьер-министра стала в итоге лишь прологом кампании по отстранению Н.Ушакова с мэрского кресла. Сразу после объявления премьерского решения об уходе в информационном пространстве Латвии стала подогреваться дискуссия о том, что шаг Домбровскиса является эталоном политической морали, которому должен последовать и рижский градоначальник. Политолог Ивета Кажока в интервью СМИ отметила, что Н.Ушаков достоин отставки даже больше, чем отказавшийся от своего поста премьер. «К сожалению, тест на власть он не выдержал», - оценила эксперт отказ столичного мэра уйти в отставку.
Но обсуждение данного вопроса не ограничились экспертными дискуссиями и перешли на политический уровень. Бывший депутат Рижской Думы Янис Мартиньш Скуя анонсировал пикет за отставку мэра столицы, который должен состоятся у здания Рижской думы уже завтра.
В итоге уход Домбровскиса стал не только и не столько «достойным уважения шагом настоящего политика», сколько весьма циничным пиар-ходом, имеющим довольно прозрачные политические цели. С одной стороны, в сложное положение были поставлены главные оппоненты «Единства» и остальных латышских партий. С другой стороны, отставка сработала на личный рейтинг В.Домбровскиса и его политической силы. «Все говорят, мол, ах, какой хороший был премьер!», - отметила в интервью LTV политолог, бывший спикер Сейма Илга Крейтусе, справедливо напомнив, что еще совсем недавно В.Домбровскис подвергался жесткой критике.
«Я понимаю эмоции премьера, но, зная политическую среду, думаю, что здесь, скорее, ведутся политические комбинации и улучшение имиджа. А трагедия в Золитуде тут является второстепенным вопросом», - открыто заявил в беседе с журналистами и лидер Объединения свободных профсоюзов Петерис Кригерс. Ушаков, в свою очередь, без подобного «улучшения имиджа» имеет поддержку абсолютного большинства рижан, продемонстрировавшего свое доверие мэру всего несколько месяцев назад.
Для В.Домбровскиса же и вообще правящих политиков его уход с высокого поста в политическом смысле вовсе не стал проблемой.
Глава правительства и без того уже сидел буквально на чемоданах, нацелившись на высокие должности в Брюсселе. Найти же в латышской политической среде человека, который обеспечит преемственность прежнего курса – проблема, скорее, чисто техническая. Действительно, на данный момент, по сведениям латвийских СМИ, наиболее вероятными кандидатами на пост председателя кабмина являются: бывший министр земледелия Янис Дуклавс (СЗК), министр обороны Артис Пабрикс («Единство») и еврокомиссар по энергетике и развитию Андрис Пиебалгс. Единственное слабое место во всей этой комбинации состоит лишь в том, что президент Берзиньш может представить на должность премьера независимую кандидатуру, не аффилированную тесно с действующей властью. Как один из вариантов – Ингуна Судраба, которая на минувшей неделе вернулась в околополитическое пространство со своим проектом общественного движения, способного, по ее же словам, перерасти в партию. Выбор подобного кандидата на пост премьера стало бы реальной альтернативой В.Домбровскису. А разве уход последнего не был обусловлен признанием ошибочности политики прежнего премьера?