×
Политика Политика

Медалинскас: литовцы хотят знать правду о Грибаускайте

Источник изображения: http://delfi.lt/

Наша редакция с уд овольствием предоставляет слово известному в Литве политику, учёному, общественному деятелю Альвидасу Медалинскасу, который известен своим особым мнением, принципиальной позицией. Медалинскас был среди тех, кто в 1988 году создавал «Саюдис». Затем стал депутатом Сейма Литвы, позже - советником по международной политике президента Р. Паксаса. При этом всегда старательно оберегал свою независимость, проявляя может даже несколько излишнюю щепетильность: сторонился «государственников», избегал ярых «ландсбергистов», полемизировал с Венцловой, Юозайтисом… Его даже из-за постоянных выяснений отношений с главой МИД Валенисом как-то назвали «конфликтной фигурой». Интервью именно с таким литовским политиком, который последние 25 лет тщательно отстаивал право на свою собственную точку зрения, для нас стало своего рода тестом, «лакмусовой бумажкой».

В результате нашего «опыта» мы хотели понять: сохраняется ли ещё в Литве, политическое руководство которой смыслом своего существования сделало откровенно русофобскую политику в духе «холодной войны», запрос на альтернативное мнение? Есть ли в стране те, кто имеет, как говорил философ Кант, мужество пользоваться собственным разумом и потому обладает силами, чтобы сказать остальным: подождите, давайте подумаем, всё ли мы правильно говорим и делаем, зачем нам эта массированная русофобская пропаганда с высоких трибун и в СМИ, зачем мы сами создаем себе врага, зачем так бессовестно и агрессивно промываем литовцам мозги, кому это выгодно и что будет дальше?

Медалинскас, собственно, и был таким – и когда участвовал в создании «Саюдиса», и когда организовывал пикет «За справедливость!», на котором вместе с Куолисом и сотнями других неравнодушных литовцев спрашивал Грибаускайте: «С кем Вы, госпожа Президент?», и когда в октябре 2012 г. вместе с другими общественниками встречался со спикером Сейма Литвы И. Дягутене, которая, узнав, что литовские спецслужбы её прослушивают, возмущалась: «Меня больше всего знаешь что беспокоит? Что захватывают государство, мы идём не демократическим путём, а путём Лукашенко. Авторитарным путём», а потом был в шоке от слов Грибаускайте о Гайлюсе, который «не смог заработать себе на дом», а потому - плохой полицейский.

Проведённый нами «опыт» показал: всё это уже, видимо, в прошлом. Многократно повторённая пропагандистами с Дауканто (советская школа!) команда «Сплотить ряды!» и «Русские идут!» усвоена даже и такой «конфликтной фигурой», которая уже не предъявляет прежних взыскательных требований к президенту. Если так, то следующим президентом Литвы может быть хоть американский эсминец «Дональд Кук» - неважно, кто он и откуда, главное, чтобы он, как сказал Медалинскас, «имел твёрдую позицию в отношении России»:

- Г-н Медалинскас, как Вы оцениваете нынешнюю президентскую избирательную кампанию? Можно ли выделить какие-то её особенности?

- Пока что она не очень активная. По закону у нас есть около месяца на то, чтобы она набрала обороты. Конечно, самая главная особенность этих президентских выборов – это эхо тех событий, которые происходят на Украине в связи с той агрессивной политикой, которую проводит Россия в отношении независимого Украинского государства.

- Как именно эти события влияют на избирательную кампанию?

- Они провоцируют большое количество дискуссий о безопасности страны и о внешней политике. Я думаю, что если у России и были какие-либо друзья в Восточной и Западной Европе, то из-за своей политики она их стремительно теряет. 

В Литве, наверное, победит кандидат, у которого будет самая жёсткая риторика в отношении России. 

Пока что таким кандидатом является нынешний президент Литвы – Даля Грибаускайте.

- Фаворит президентской гонки, без сомнений, Даля Грибаускайте. Чем Вы могли бы объяснить такой уровень её поддержки?

- Она и вообще была фаворитом, а в связи с событиями последних месяцев, и особенно речью Путина о том, что он ещё раздумывает о вводе войск в Украину и что Россия имеет такое право – нарушать международное право, это только укрепилось. Думаю, что это может и других кандидатов привести к тому, чтобы у них появилась более резкая оценка политики России. И, конечно, более серьёзная позиция по безопасности.

Раньше у нас и разговоров не было о том, чтобы НАТО дислоцировало свои войска или подразделения в Литве. Сейчас, в свете последних событий, такие вопросы возникают, потому что люди всерьёз беспокоятся, что Путин может пожелать перешагнуть ещё одну «красную линию»: не только суверенитет независимого государства Украины, но и суверенитет страны - члена Европейского Союза и НАТО. Хотя мы понимаем, что тут, скорее всего, отпор и защита со стороны наших партнёров, ЕС и НАТО, были бы больше, чем в отношении Украины.

- Есть ли какие-то другие факторы, способствующие высокому уровню поддержки Грибаускайте?

- Уровень поддержки был очень высок и до событий на Украине. Я думаю, что последний месяц может добавить ей ещё больше популярности. К тому же, она сейчас является президентом, и по Конституции она отвечает за внешнюю политику и безопасность страны. Иными словами, в этом деле она не новичок. И люди, которые сомневались, могут отдать за неё голоса, потому что хотят видеть человека, который уже был у власти и понимает, что к чему. Хотя я вижу, что другие кандидаты тоже уже начинают это понимать и в своих выступлениях склоняться к той же политической позиции.

- Видите ли Вы сейчас на политическом поле Литвы фигуры, которые могли бы составить реальную конкуренцию Грибаускайте?

- Я всегда думал, что будет второй тур. Грибаускайте была популярна, но при этом всего было семь кандидатов в президенты, а желание участвовать в выборах изъявляли и того больше. При таком количестве вероятность второго тура была большой. Но в связи с политикой России в отношении Украины и озабоченностью европейской общественности вполне может быть, что хватит и первого тура.

- Как Вы думаете, в чем причина того, что Роландас Паксас всё же не был допущен до выборов? Не видите ли Вы в этом попытки искусственно отстранить от гонки сильных конкурентов?

- Мнения были разные. Некоторые говорили, что нужно в течение определённого периода времени не подпускать его к выборам. Другие думали, что партии не смогли договориться между собой и в том числе не решили этот вопрос. Ясно только одно: Паксас будет участвовать в выборах в Европарламент. 

Я даже думаю, что он больше и думал об этих выборах, а та кампания, чтобы его допустили до президентских выборов, была очень своевременной в контексте возможных шансов на Европарламент.

Ему было бы очень трудно победить на выборах, вполне возможно, что он бы стал третьим, если бы был второй тур. Это бы ударило по его перспективам как политика, поскольку в Литве ещё есть люди, которые думают, что он очень популярен. А реальная схватка могла бы показать другую картинку.

После выборов, думаю, поменяют законы таким образом, чтобы он уже имел право участвовать в других выборах.

- Президентская кампания сопровождается периодическими скандалами вокруг биографии Грибаускайте. Почему президент Литвы так скрывает некоторые моменты своей биографии?

- Я сторонник того, чтобы мы хорошо знали о биографиях всех президентов и кандидатов в президенты. И наших, и других стран. Действительно, были люди, которые стали интересоваться и спрашивать, в чём там дело. Но как только в эти дела включились русские СМИ, особенно тогда, когда люди увидели в этих каналах инструменты для пропаганды, это стало отталкивать от такой информации. Люди просто не верят и приходят к тому, что важнее компетентность политика в вопросах внешней политики и безопасности. Важно, чтобы она имела твёрдую позицию в отношении России, чтобы ей было что сказать и чтобы при ней Литва была уважаемым партнёром ЕС. Чем больше становится репортажей в стиле «НТВ», тем больше отчуждение от любой информации этого рода, потому что люди уверены, что это будет пропагандой.

- То есть любые передачи про коммунистическое прошлое Грибаускайте будут отвергаться обществом?

- Да. А если есть люди, которые прислушиваются к российским каналам, то Грибаускайте как раз сказала, что КГБ – это хорошая организация. В Литве, наверное, мало людей верит в эти разговоры про КГБ, но этот фактор, как я думаю, не будет сильно влиять на выборы. Как и биографии других кандидатов, к слову. Когда идёт избирательная кампания, то отторжение негативной информации идёт с удвоенной силой. Особенно когда она приходит по российским телеканалам.

- Политика в отношении российских телеканалов в последнее время становится всё более радикальной…

- Я бы сказал, более твёрдой. Радикальный – это у нас Палецкис. Но он, кажется, не участвует в избирательной гонке, не собрал достаточное количество подписей. По разным вопросам он всегда высказывал позицию, как в Кремле. Но тут даже он замолчал, по-видимому, понял, что эту пророссийскую позицию продвигать сейчас было бы очень непопулярно. Скорее даже, пропутинскую, потому что в отношении России и русских у людей остались хорошие впечатления, но идёт полное непонимание внешней политики России.

- Не кажется ли Вам, что даже самой Грибаускайте было бы выгоднее осветить все тёмные места в своей биографии, чтобы не было по этому поводу спекуляций?

- Она даёт какие-то ответы, но подобная информация большей частью приходит из России. 

Людям, конечно же, очень полезно знать всё о кандидатах и политиках, чтобы не было белых пятен в их биографиях.

 Но думаю, что этот вопрос будет интересовать всё меньшее число жителей Литвы на этих выборах. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров