Литовские политики и СМИ каждый день подогревают панические настроения относительно военной агрессии со стороны России. Согласно соцопросам, жители страны охотно этому верят. Политики же как ответ на данную «российскую угрозу» рассматривают даже возможность размещения новых военных объектов НАТО на территории Прибалтики. Портал RuBaltic.ru выяснил, насколько реальны страхи литовцев и планы Североатлантического альянса, у главного редактора журнала «Национальная оборона», директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря КОРОТЧЕНКО:
- Cогласно соцопросам, проведённым в крупнейших литовских городах, 87% литовцев уверены, что Россия может оккупировать Литву. Кому выгодно подогревать столь неоднозначные настроения в литовском обществе?
- В странах Балтии в целом, и в Литве в частности, распространены подобного рода опасения, связанные с возможной оккупацией Россией государств Балтии. Полагаю, это элемент психологической обработки населения теми националистическими элитами, которые на этом страхе раз за разом приходят к власти на парламентских и президентских выборах. Такое вот зомбирование электората необходимо для того, чтобы политики реализовывали свои узкокорыстные интересы. Это - власть и все те блага, которые она дарит в плане различного рода коррупционных схем и извлечения финансовых дивидендов из своего положения.
- Литовские СМИ бьют тревогу: в Калининградской области вновь организованы военные учения, уже вторые по счёту в марте. Почему их число резко возросло?
- Калининградская область – это территория России. И мы проводим свои учения там, где считаем нужным, когда и с кем считаем нужным. В данном случае – с Беларусью. Мы проводим учения на собственной территории исходя из нашего понимания, как следует обеспечивать безопасность Калининградского региона. А что касается литовских страхов – нас это не волнует, поскольку, проводя учения в Калининградской области, мы никоим образом не нарушаем международных обязательств Российской Федерации. Поэтому попытки что-то там заявлять, устраивать протесты, нагнетать ситуацию и прочее – всё это совершенно не влияет на суверенную волю поступать так, как Россия считает необходимым.
- Глава сил НАТО в Европе Филипп Бридлав заявил о возможной передислокации сил Альянса и не исключает появления постоянной военной базы НАТО на территории стран Балтии. Как бы Вы могли прокомментировать такую инициативу? Почему НАТО рассматривает такую возможность?
- Это не инициатива, а реализация политики Североатлантического альянса по размещению своих объектов военной инфраструктуры в непосредственной близости к России. Эта политика оформлена давно, задача ясна.
Будут появляться новые военные компоненты НАТО на территории стран Балтии. Это последовательная политика окружения России военным потенциалом для создания силового давления и использования в определенной степени силового шантажа, чтобы сделать Россию более покладистой.
Однако она обречена на неудачу, поскольку запугать нашу страну военным образом никому не удастся.
В случае появления объектов инфраструктуры НАТО на территории балтийских государств мы будем предпринимать ответные меры. Если в Литве кто-то там думает, что, разместив натовские базы, они увеличат свою безопасность, то смею вас уверить – этого не произойдет. Учитывая, что НАТО более чем в 4 раза превосходит по численности вооружённых сил российскую армию, мы можем сдерживать эту структуру с опорой на ядерное тактическое оружие. Появление новых объектов и баз на территории той же Литвы будет просто означать, что все эти объекты будут взяты под прицел российскими оперативно-тактическими комплексами «Искандер-М».
В плановом порядке Россия в ближайшее время перевооружит ракетные бригады Ленинградской области на «Искандеры-М».
Это работа, которая будет проведена, поскольку, по словам министра обороны Сергея Шойгу, с 2016 года все ракетные бригады в составе сухопутных войск перейдут на новые «Искандеры». Поэтому Литве надо учитывать эти обстоятельства, размещение новых военных объектов будет означать, что Литва катастрофическим образом ухудшит свою безопасность.
Все натовские объекты, разумеется, будут находиться под прицелом российских ракет – это нормальная политика реагирования на создание угрозы.
Мы не создаем странам Балтии какой-либо угрозы. Но если нам попытаются ее создать, мы отреагируем.
- Какие ещё меры может предпринять Россия в ответ на эти планы НАТО в балтийском регионе?
- Взятие под прицел возможных будущих объектов НАТО будет лишь одним из компонентов ответных действий России. Принцип парирования – мы будем комплексно развивать наш военный потенциал, в том числе и в Калининградской области. Будем обновлять балтийский флот, усиливать части быстрого реагирования в лице воздушно-десантных войск.
Всё это делается лишь с одной целью – нейтрализовать угрозу. Стоит отметить, что на северо-западе страны мы отказались от дивизий и перешли на бригадную основу.
Таким образом, действия сейчас носят исключительно оборонительный характер. И если НАТО, видя, что Россия понижает численность своих войск, уровень военного противостояния, попытается разместить свои компоненты близ российских границ, это однозначно будет вызовом для нас.
Мы сокращаем свой потенциал, а они увеличивают.
Литва в первую очередь должна осознавать, что если она будет провоцировать Россию, то получит ответ. Тогда всё недовольство надо обращать к себе, а не искать мифической военной угрозы.