Экс-министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас в феврале 2013 года выиграл конкурс на должность главы представительства ЕС в России, то есть фактически на пост посла Евросоюза в РФ. К работе в Москве Ушацкас приступит с осени, а на этой неделе он представил приоритеты своей дипломатической миссии в России депутатам Европарламента. То, какими будут эти приоритеты, и как они будут выполняться, может серьезно повлиять на политическое будущее Ушацкаса в родной Литве.
Для человека, следящего за международными отношениями на постсоветском пространстве, но не разбирающегося во внутренней литовской политике, назначение Вигаудаса Ушацкаса послом Евросоюза в РФ может вызвать шок. Представителем Европы в России выбран дипломат из Литвы – страны-лидера по антироссийским настроениям в Европейском союзе. Более того, это политик, состоявший министром иностранным дел в правительстве Андрюса Кубилиса – автора концепции «сдерживания России» с выстраиванием вдоль ее границ «санитарного кордона».
В этом месте впору закричать: «Караул! В Брюсселе, видно, принято тайное решение уничтожить российско-европейский диалог на корню, если послом ЕС в России назначают такого человека!».
Однако при ближайшем рассмотрении все встает на свои места.
Вигаудас Ушацкас действительно возглавлял литовский МИД с декабря 2008 по январь 2010 года. При том, что консерваторы во главе с Кубилюсом выиграли выборы 2008 года на волне антироссийской истерии, вызванной южноосетинским конфликтом, Ушацкас запустил политику «перезагрузки» отношений с Россией – то есть сделал то, что и положено настоящему дипломату. В отличие от ныне правящих социал-демократов, также обещавших перед выборами «перезагрузку», тогда дело не ограничилось красивыми словами: при Ушацкасе были подготовлены действительно прорывные проекты в российско-литовских отношениях.
В частности, предлагалось свободное движение транспорта без применения ограничительных мер в торговле, либерализация визового режима, развитие туризма, включая водный туризм по Куршскому заливу.
Для сравнения с нынешней внешней политикой Литвы возьмем конкретный пример. Литовский МИД при Ушацкасе лоббировал в Еврокомиссии соглашение об упрощении визового режима между Калининградской областью и Литвой. Представить, что сейчас литовский МИД будет лоббировать в Брюсселе что-то в интересах России просто невозможно.
Также невозможно найти в действиях сегодняшней литовской дипломатии и следа «четвертой основы внешней политики» В. Ушацкаса. Традиционными тремя основами дипломатии Вильнюса считаются европейская интеграция, дружба с США и членство в НАТО, а также хорошие отношения с соседями. Министр Ушацкас сделал акцент на четвертой основе – «экономической дипломатии»: привлечении в Литву инвестиций, государственном содействии литовским экспортерам. Цель – поддержка экономики, создание новых рабочих мест, рост благосостояния граждан.
Сейчас во внешней политике Вильнюса «экономической дипломатии» нет и в помине. Кто-нибудь задумывался над вопросом: как «Восточное партнерство» и поддержка Януковича улучшат жизнь обычного литовца?
Такая профессиональная деятельность Ушацкаса имела место в откровенно русофобском правительстве консерваторов. Однако Ушацкас (сам из СО-ХДЛ) среди «наследников Ландсбергиса» вел себя необычайно смело и самостоятельно. Чего стоит то, что он возил сына-подростка в турне по России, где они посетили и места захоронений репрессированных литовцев в Сибири, и мемориальный комплекс в память о Великой Отечественной Войне на Поклонной горе.
В октябре 2009 года Ушацкас летал в Швецию с губернатором Калининградской области Георгием Боосом на личном самолете последнего. В отличие от недавней истории с Бируте Весайте, ему это сошло с рук: в литовском Сейме, конечно, министра обвинили чуть ли не в измене Родине, но «калибр» политика оказался не таков, чтобы снять его с должности по такому поводу. Неизбежная отставка министра была в итоге объяснена более фундаментальными причинами.
Отставки Ушацкаса добилась лично президент Литвы Даля Грибаускайте, заявившая, что министр иностранных дел утратил ее доверие. Изгнание зарвавшегося министра с властного Олимпа Грибаускайте сопроводила следующими словами: «У министра не может быть личной внешней политики и он не может не согласовывать ее с руководителем государства». Иными словами – если хочешь быть министром иностранных дел, следуй антироссийскому курсу президента.
После Ушацкаса министром иностранных дел стал Аудронюс Ажубалис, который полностью соответствовал этой установке. При нем литовская дипломатия превратилась в паранойю и достигла, пожалуй, апогея враждебной по отношению к России за все годы независимости. Вигаудас Ушацкас был назначен специальным представителем ЕС в Афганистане – более «завидное» место службы в современном мире найти сложно. Впрочем, возможно, что именно трехлетний опыт работы в Афганистане стал решающим фактором при назначении Ушацкаса послом ЕС в России. Сотрудничество и поддержка России в борьбе НАТО против терроризма и распространения наркотиков в Афганистане – лучшее опровержение мифа о том, что есть «кровавая» имперская Россия, которая хочет в очередной раз раздавить танками свободный западный мир, начав с ближайших соседей, и лучше бы никакой России не было.
Назначение Ушацкаса послом Евросоюза в РФ открывает перед ним новые политические перспективы у себя на родине. От того, как он себя проявит, зависит его будущий политический капитал.
Сейчас очевидная слабость Ушацкаса как политика в том, что за три года литовские избиратели о нем почти забыли. Новая должность – возможность напомнить о себе. Если Ушацкас в отношениях с Россией выберет позицию «ястреба», особых дивидендов ему это вряд ли принесет: «ястребов» в литовской политике пруд пруди. Именно в таком стиле, к примеру, все больше ведет себя госпожа президент в литовско-российских отношениях, склоняя к аналогичному поведению изначально умеренное новое правительство. Ушацкас при таком раскладе точно не станет для литовского избирателя альтернативой – он будет еще одним из многих.
Единственная карта, которую Ушацкас мог бы разыграть - карта здоровых, спокойных отношений Литвы с Россией без истерик и поисков врага.
Это безусловная альтернатива, к тому же ожидаемая литовским обществом – победившие на прошлогодних выборах правящие партии тоже ведь обещали «перезагрузку» с Россией. Ушацкас в свое время на посту министра дальше кого бы то ни было прошел по этому пути. Личные качества для успешной политической карьеры – вплоть до победы на президентских выборах – у него есть: харизма, сильный характер, твердость во взглядах и действиях. Кроме того, он равноудален от основных центров политического влияния в стране и со всеми кругами элиты (кроме президентского) поддерживает ровные отношения. Нужна только программа, которая для населения станет ясной и очевидной альтернативой политике действующего президента. Работа в Москве может привести Ушацкаса к созданию такой программы.
Ее суть может быть выражена следующими словами: избавить литовцев от комплекса осажденной нации и проводить государственную политику не в соответствии с фобиями и паранойей, а с установкой на социальное благополучие и экономический рост.
У такой программы вполне есть шансы победить на президентских выборах.