Правительство Латвии склонно рассматривать любые исторические действия, направленные против Советского Союза, как «освободительные». В итоге ежегодно 16 марта в Латвии пусть и неофициально, но отмечается День памяти латышских легионеров СС. Портал RuBaltic.Ru обсудил проблему героизации нацизма в Латвии с депутатом Сейма от фракции «Центр Согласия» Ириной ЦВЕТКОВОЙ:
- Г-жа Цветкова, приближается 16 марта. Националистические силы, в том числе Национальное объединение, как и прежде, планируют с размахом отметить этот день?
- В этом году, как всегда, 16 марта у памятника Свободы будет проходить шествие в честь поминовения легионеров Ваффен СС. Организаторы, как и прежде, латвийский филиал зарубежной организации «Ястребы Даугавы», к которой имеют отношение политики от Нацобъединения.
- Свидетельствует ли это о том, что для Латвии по-прежнему актуальна проблема героизации нацизма?
- В Латвии, к сожалению, существует героизация легионеров Ваффен СС, которых чествуют как борцов за независимость Латвии,
хотя общеизвестно, что они давали клятву лично Адольфу Гитлеру и сражались за Третий Рейх, а не свободу Латвии.
Провокационным является и то, что легионеры Ваффен СС под флагами Латвийской республики проводят день поминовения в неподобающем для этого месте – у памятника Свободы. В латышской среде уже есть понимание того, что поминовение павших должно проходить на братском кладбище мемориала Лестене – месте захоронения легионеров, к чему неоднократно призывали организаторов мероприятия.
- В СМИ сообщалось, что в этом году «Единство» особенно критично отреагировало на планы Нацблока принять участие в марше националистов. С чем это связано на Ваш взгляд?
- «Единство» всегда пытается отмежеваться от этого и делает вид, что марш легионеров Ваффен СС - это частное мероприятие общественности.
Но ведь Национальное объединение - это партнеры «Единства» по коалиции, и вопрос в том, почему партия с такими убеждениями (которых они не скрывают) находится в коалиции, а её члены являются министрами.
Ведь даже министр юстиции – представитель Нацблока.
- К примеру, в Литве марши националистов, которые проходят ежегодно 11 марта, поддерживают, согласно опросам, лишь 18% населения. Каково, на Ваш взгляд, отношение латвийского общества к маршам 16 марта? Есть ли у них широкая поддержка со стороны латышей?
- Говорить о массовой поддержке сложно. К сожалению, среди латышской молодежи культивируется миф о том, что легионеры Ваффен СС - это герои и борцы с ненавистным сталинским режимом. Однако они находятся в значительном меньшинстве, хотя мероприятия 16 марта и набирают оборот, а их массовость с каждым годом увеличивается.
- Не кажется ли Вам, что идеология неонацизма в Латвии это лишь прикрытие русофобии части латвийской элиты?
- Действительно, у определенной части нашего общества существуют антироссийские настроения, которые маскируются, играя на страхах и исторической памяти части населения. Это обеспечивает радикальным силам надежный электорат.
- Руководство Международного правозащитного движения «Мир без нацизма» обвинило латвийские власти в попытке воспрепятствовать презентации «Белой книги нацизма», в которой Латвия как европейская страна современного радикального национализма занимает третье место. Считаете ли Вы политически мотивированной попытку запрета презентации
- Запретить проводить презентацию не может никто. Книга издана на русском языке и её презентация, как это принято, может пройти абсолютно свободно в книжных магазинах.
Мы живем в демократической европейской стране, и любые исследования могут стать интересны для изучения ученых, политологов и социологов. Если бы такая книга была издана на английском языке, то её экземпляр можно было презентовать каждому депутату Сейма, президенту Латвии, премьер-министру, а также послам разных стран для ознакомления с результатами исследования. Тогда можно рассчитывать на соответствующий резонанс.
- Считаете ли Вы, что ЕС своим безразличием к проблеме способствует развитию неонационалистических идей в европейских странах, в частности в Латвии?
- ЕС, действительно, очень заняты другими проблемами, зачастую находящимися за пределами Европы.
Но в Европарламенте есть представители 28 стран, и очень многое зависит именно от их позиции и активности, которой они могут привлекать внимание к этой проблеме.