В Европейском союзе с 1992 года существует правовой институт гражданства ЕС. Статус гражданина ЕС предоставляется автоматически, наряду с национальным гражданством. Данный институт предлагается как один из возможных путей улучшения положения неграждан в странах Балтии, однако эксперты из Латвии и Эстонии сходятся на том, что это не решение проблемы массового негражданства.
Гражданство ЕС устанавливает статья 17 (1) Маастрихтского договора 1992 года. «Настоящим учреждается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет национальное гражданство». Из Маастрихтского договора (с привнесёнными в него позже поправками) можно сделать вывод, что гражданство ЕС – это, по большому счету, формальность, бюрократическое дополнение к гражданству страны-члена ЕС.
Однако практически сразу же гражданство ЕС стало использоваться в расширительном значении. Например, Великобритания добилась в Брюсселе распространения статуса «гражданин Европейского союза» на всех жителей Британского Содружества.
«Британцы в вопросах правового статуса пользуются двумя терминами: nationality – принадлежность к Британскому Содружеству, и citizenship – непосредственно гражданство Соединенного королевства, но это совсем не наш случай», - заявил RuBaltic.Ru русский омбудсмен Эстонии Сергей Середенко, отвечая на вопрос, можно ли применить британский опыт к негражданам стран Балтии. Омбудсмен считает, что нельзя, поскольку такая мера не решает фундаментальной проблемы поражения в политических правах части русских в Латвии и Эстонии, которые по факту являются гражданами своих стран, налогоплательщиками. «Такая мера создаст новый прецедент – гражданин Европейского союза и только – так что ли?», - говорит Сергей Середенко, указывая на то, что жители стран Британского Содружества все-таки являются гражданами этих стран.
С другой стороны, институт европейского гражданства находится в развитии, и, возможно, что в будущем с его помощью удастся решить фундаментальные проблемы массового прибалтийского безгражданства.
«В Евросоюзе сейчас обсуждается возможность дать гражданам ЕС право голосовать на национальных выборах. Это обсуждается. Потому что в связи с очень большой мобильностью населения внутри Евросоюза даже очень многие граждане теряют право голоса в своей стране. Люди могут реализовать избирательное право в своей стране только, если они там живут. Если они уезжают, то проголосовать у них не получаются, а голосовать в той стране, в которой они живут, только на том основании, что они там живут, они тоже права не имеют. Поэтому в Брюсселе сейчас идут разговоры о том, что необходимо расширение избирательного права», - заявила RuBaltic.Ru член правления Конгресса неграждан Латвии Елизавета Кривцова.
При этом эксперты сходятся на том, что сейчас распространение на прибалтийских неграждан статуса граждан ЕС не является решением проблемы массового безгражданства в Латвии и Эстонии.
«Институт гражданства ЕС решает только задачу, нужную наднациональным организациям, которые ратуют за сокращение безгражданства. Поэтому получится такая потёмкинская деревня: вот, в странах Балтии были неграждане, а теперь их нет – они теперь граждане ЕС», - считает русский омбудсмен Эстонии Сергей Середенко. «Это, конечно, не решение проблем неграждан, потому что на национальном уровне ситуация бесправия и непонятного правового статуса неграждан остаётся. Но это несколько улучшило бы ситуацию в латвийском обществе», - полагает Елизавета Кривцова.
О каком улучшении положения неграждан идёт речь?
Гражданство ЕС даст право работать в ЕС, упростит некоторые формальности по свободе передвижения, даёт право голосовать на выборах в Европарламент, право ссылаться на фундаментальные права и свободы граждан ЕС, которые прописаны в основных уставных документах Евросоюза.
Однако для распространения статуса граждан ЕС на неграждан Латвии и Эстонии нужна политическая воля руководства этих стран. Как, впрочем, и для решения проблемы негражданства вообще или, во всяком случае, улучшения положения неграждан. Чисто технически такая процедура довольно проста. «При существующем порядке страна должна подать протокол при очередном расширении документов Евросоюза (его расширении и т.п.), чтобы подданными Евросоюза наряду с гражданами Латвии считать такую особую категорию, как неграждане Латвии», - говорит Елизавета Кривцова.
Однако сложно ожидать у руководства стран Балтии политической воли – до сих пор по вопросу о негражданах у них не было замечено желания не только решать эту проблему, но даже признавать её существование. «Вопросы негражданства – это абсолютно политические вопросы, правовые механизмы здесь вторичны – чтобы они заработали, нужны политические решения, и никакие другие», - заключает Сергей Серденко.
Но для того, чтобы принять политическое решение, прежде всего, надо сформулировать проблему. Если правящие элиты Латвии и Эстонии демонстративно не видят в существовании неграждан проблемы, то как можно добиться от них решений? Может, для начала нужно добиться того, чтобы проблему уже невозможно было игнорировать?