Абсолютное большинство населения крупных городов Литвы не поддерживает действия руководства страны в области внешней политики. Данные социологов доказывают, что литовские власти, их действия и риторика не имеют социальной базы в образованной городской среде – между взглядами и интересами правящей элиты и литовского общества углубляется раскол, как смысловой, так и стилистический.
Согласно социологическому опросу, проведённому компанией Prime consulting по заказу журнала «Вяйдас», 72% жителей крупных городов Литвы отрицательно оценивают внешнюю политику страны по отношению к России. «Она слишком жёсткая – политикам нужно быть более нейтральными и не злить Россию», - с таким утверждением в опросных листах согласилось 72% респондентов. Еще 26,6% опрошенных одобрили утверждение «политика жёсткая, но она такой и должна быть». То есть о том, что литовская политика по отношению к России сбалансированная, умеренная, нейтральная, не говоря уже о дружественной, вообще речи не идет: по формулировке «жёсткая» есть стопроцентный консенсус. При этом число горожан, считающих, что эта политика неадекватно жёсткая, почти втрое превышает число тех, кто считает, что именно так Литва и должна себя вести.
Получается единственно возможный и крайне неприятный для руководства Литвы вывод.
Городское население не поддерживает внешнюю политику властей (а судя по последним неделям, незаметно, чтобы литовский истеблишмент интересовало что-либо ещё, кроме внешней политики – России, Украины и контингента НАТО в Клайпедском порту).
Больше того, те же опросы показывают, что массированная официальная пропаганда не вполне достигает поставленных целей. Из заявлений президента Грибаускайте и других литовских политиков, публикаций провластных СМИ и комментариев дружественных им экспертов рядовой литовец неотвратимо должен сделать вывод, что уже не просто враг у ворот, а Литва по-настоящему вступила в войну и воюет.
«Перед лицом угрозы мы все переоценили свои ценности. И я не сомневаюсь, что в сердце каждого пробудилось чувство долга в первую очередь перед своими близкими, и одновременно перед своей Родиной. Оказать сопротивление или приспособиться», - провозгласила глава государства Даля Грибаускайте в своей последней «тронной речи» - ежегодном послании Сейму Литвы. «Нельзя ставить свой бизнес выше геополитических целей. Идёт война, а во время войны все несут убытки», – заявлял пару недель назад в литовском телеэфире экс-министр сельского хозяйства Казис Старкявичюс.
От таких разговоров рядовой литовец должен был бы уже бежать строить баррикады по периметру своего населенного пункта, ходить по улицам в каске и с колотушкой и быть готовым, случись что, отстреливаться с балкона. А что вместо этого? По опросам социологов Prime consulting, 33,8% жителей крупных городов Литвы убеждены, что можно быть совершенно спокойными в плане национальной безопасности: если понадобится, НАТО и ЕС встанут на защиту Литвы от России. Было бы несправедливо назвать официальную пропаганду литовских «ястребов» вовсе безрезультатной – 22,8% населения поддались паническим настроениям, посчитав, что партнеры по НАТО не станут воевать за маленькую, незаметную на карте мира Литву, ей придется бороться с российской агрессией один на один и т. п. Однако с учетом того, какие массированные потоки алармистских заявлений об «уже ведущейся войне» обрушились на головы несчастных литовских граждан за последнее время, в том числе от верховного главнокомандующего, можно было ожидать, что 92,8% населения будут в ужасе говорить о маленькой, никому не нужной Литве, которую никто не спасет от агрессии России.
Социология доказывает, что литовская официальная пропаганда малоэффективна. Не с этим ли связаны отключения ПБК, НТВ, гонения на другие альтернативные СМИ: литовские власти понимают, что в открытом информационном пространстве их точка зрения не выдерживает критики?
До последнего времени большей части литовского общества не было дела до «геополитических игр» своего руководства. Было смутное понимание того, что усилия государства прилагаются куда-то не туда, куда должны бы, что время и деньги расходуются не на то, но все-таки большинство интересовала в основном погода на неделю, курсы валют и пробки в Вильнюсе, а до «Восточного партнёрства», внешней политики ЕС, заигрываний Грибаускайте с Януковичем и мантр консерваторов про «сдерживание России» мало кому было дело. Всё изменилось, когда возникла угроза санкций России против Литвы за запредельно антироссийскую риторику её руководства. Тогда в литовском обществе начали высказываться совсем не те мысли, которые одержимая русофобией элита рассчитывала услышать.
«Думаю, что за резкие высказывания политиков придется страдать народу. Мы сейчас посеем рожь, а политики пусть думают, поскольку осенью приедем на тракторах и снесём парламент, президентский дворец. Может, и в Литве будет Майдан, поскольку уже надоело слушать эти глупости», - заявил в прямом эфире телеканала ЛРД предприниматель Вилюс Кайкарис в день, когда стало известно о решении России перекрыть импорт продовольствия через Клайпедский порт. Эфир с Кайкарисом имел громовой резонанс, и вообще реакция населения на возможные санкции против Литвы оказалась очень сильной.
Однако вовсе не той, на которую рассчитывала политическая элита: вместо «сплочения против общего врага» литовское общество пришло к выводу, что это власть своей безумной внешней политикой поставила их привычный образ жизни под угрозу возможными санкциями.
Нынешние социологические данные только подтверждают: жители Литвы прекрасно понимают, что у них свои интересы, а у элиты свои, что они с политическим руководством живут в двух параллельных измерениях. Если они против этого не возражали, предоставив Грибаускайте, Ландсбергиса, социал-демократов, консерваторов и прочих самим себе, то только при условии, что интересы их частной жизни – профессии, заработка, семьи - не окажутся поставленными под удар теми играми, в которые политический класс играется на международной арене.