Для подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации Украины и ЕС украинскому руководству необходимо выполнить так называемый «список Фюле», который содержал сперва 19, затем 11, а теперь 5 требований Брюсселя по реформам. Ранее эти реформы не были выполнены, возможно, не будут выполнены теперь – ведь реализация этих требований несет угрозу стабильности правящего режима Януковича.
Комиссар Европейского союза по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле в начале февраля 2013 года привез в Киев список из 19 требований, выполнение которых необходимо Украине для подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в Вильнюсе. В официальных документах 19 критериев европейской интеграции Украины никогда не фигурировали, но о существовании документа были поставлены в известность и украинская власть, и оппозиция, и пресса, тут же прозвавшая документ «списком Фюле».
Практически сразу стало ясно, что полностью «список Фюле» выполнен не будет, потому что в том же феврале министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что на самом деле еврокомиссар привез в Киев не 19 пунктов, а 11. Постепенно 11 пунктов украинского правительства потеснили в информационном пространстве изначальные 19 пунктов Фюле.
«Список Фюле» имеет статус non-paper, то есть неофициального документа, но именно на основании его выполнения Брюссель собирался принимать решение об ассоциации с Украиной. В Киеве сначала не хотели публиковать документ, но текст удалось заполучить известному своими журналистскими расследованиями оппозиционному изданию «Украинская правда». В тексте черным по белому значится пункт о решении проблемы политзаключенных как условии евроинтеграции – подтвердились догадки тех, кто считал, что документ не хотят публиковать именно из-за этого пункта.
«Список Фюле» в близком к оригинальному тексту пересказе содержит следующие требования к украинскому руководству.
Требования из «списка Фюле» можно условно разделить на четыре группы: политические (общее конституционное и избирательное право), экономические (связанные с зоной свободной торговли и инвестиционным климатом), судебно-правовые (реформы суда, милиции, прокуратуры) и персональные (связанные с решением судьбы политзаключенных, прежде всего, Юлии Тимошенко).
Какие из этих требований выполнило украинское руководство и что для него означает выполнение этих требований?
1.Политические требования. Всякая политическая реформа на Украине связана с перераспределением власти. Конституционная реформа 2004 года, вводившая в стране парламентско-президентскую республику, стала результатом компромисса между штабами кандидатов в президенты Ющенко и Януковича: последнему оставляли шанс вернуться по итогам парламентских выборов на пост премьер-министра – на этом условии он согласился на «третий тур» президентских выборов, фактически капитулировав перед «оранжевой революцией». Спустя 6 лет ставший президентом Янукович добился отмены конституционной реформы, вернув на Украину президентскую республику и сконцентрировав в своих руках все рычаги управления.
Новая реформа, требуемая Евросоюзом, может сводиться только к децентрализации власти и сокращению президентских полномочий, в котором Янукович, конечно же, не заинтересован.
Поэтому никакой конституционной реформы на Украине нет, вместо деятельности Конституционной Ассамблеи – имитация, и все ограничивается мудрыми рассуждениями депутатов и политологов о путях развития украинской политической системы в студии Савика Шустера.
Что касается избирательной реформы, то от украинского правящего режима в ЕС требуют демонтировать ту избирательную систему, которую он сам же и воздвиг. Нарушения на парламентских выборах 2012 года происходили на мажоритарных округах, где власть, используя административный ресурс и прямые фальсификации, добивалась победы кандидатов от правящей Партии регионов или связанных секретными обязательствами с Партией регионов. Перехода с голосования за партии к голосованию за партии и одномандатников добилась именно партия Януковича, чтобы обеспечить себе парламентское большинство за счет т.н «тушек» - депутатов, переходящих к «регионалам» за деньги и должности. Термин «тушки» вошел в мировую политическую науку – вышло уже несколько научных статей, где отчаявшиеся найти в английском языке точный аналог исследователи, так и пишут: «Ukrainian Tushkis».
И с чего бы правящему режиму менять систему, которую он сам создал и которая гарантирует ему стабильное сохранение власти?
2.Экономические требования. Здесь все выглядит более оптимистично: переговоры по зоне свободной торговли между ЕС и Украиной, представляемой вице-премьером С. Арбузовым, идут интенсивно и плодотворно. Причины такой результативности в комментарии нашему порталу объяснил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей Толстов: договор об ассоциации Украины с ЕС и создании зоны свободной торговли выгоден, прежде всего, самой влиятельной группе интересов в стране – олигархам.
3. Судебно-правовые требования. В этой сфере, напротив, ситуация – хуже некуда. И снова все упирается в особенности правящего режима: недаром в «списке Фюле» отдельно упомянута Высшая рада юстиции. Это институт фактического подчинения судебной системы президенту страны, созданный, разумеется, с приходом к власти Януковича. Наряду с «судейскими донецкими» - выходцами с родного для президента Донбасса, на 70-80% обновившими судебный корпус Верховного, Апелляционного и высших специализированных судов Украины – Высшая рада юстиции обеспечивает то самое избирательное правосудие по отношению к оппозиции, которое так не нравиться ЕС.
Во время обсуждения условий европейской интеграции других стран Восточной Европы можно было говорить об устранении рудиментов социализма, тоталитаризма, советского строя. При обсуждении углубления евроинтеграции с Украиной все наоборот – устранять придется «новоделы», созданные командой Януковича в последние три года.
Впрочем, есть еще милиция и прокуратура, в которых действительно нужно устранять советские пережитки. Этого от украинских властей требует не только Европа, но и украинский народ. Украинская милиция этим летом оказалась на пороге кризиса легитимности, и неизвестно как будет развиваться ситуация осенью.
У нынешней украинской власти на системную и всеобъемлющую реформу милиции было три с половиной года. Этого времени достаточно, чтобы запустить реальные реформы и получить первые реальные результаты. Но не было сделано ничего.
Что можно сделать за три месяца до Вильнюсского саммита, чтобы привести правоохранительную систему к европейским аналогам?
Ответ - создать видимость аналогии: переименовать милицию в полиции, а ментов в копов; пошить им новую форму, выдать черные очки, кофе и пончики. Если Брюссель все-таки решит заключать с Киевом Соглашение об ассоциации, то на этот маскарад закроют глаза и назовут его «институциональной реформой».
4. Наконец, самое простое и понятное – решение судьбы Юлии Тимошенко.
По этому вопросу все эксперты сходятся в том, что имеет место политическое преследование и что «решении судьбы» экс-премьера заметно скажется на президентских выборах 2015 года.
И в этом вопросе Евросоюз уже отступил от своей изначальной принципиальной позиции: он требует уже не оправдания и освобождения политзаключенной, а отправки ее под стражей на лечение в Германию.
Брюссель и в целом пошел на существенное снижение своих требований по отношению к Украине: судя по украинским СМИ, теперь для подписания Вильнюсского Соглашения Киеву надо выполнить уже не 19 и не 11, а только 5 требований неофициального «списка Фюле».
«Список Фюле – light» включает в себя следующие пункты: принятие закона о прокуратуре (уже подготовлен соответствующий законопроект), коррекция законодательства о выборах (вместо принятия нового Избирательного кодекса), принятие законопроекта о перевыборах в проблемных округах, «решительные действия» по улучшению инвестиционного и бизнес климата, решение проблемы Юлии Тимошенко.
Из этого усеченного списка видно, что европейские чиновники крайне заинтересованы в подписании Вильнюсского Соглашения об ассоциации с Украиной.
Раньше для ассоциации Брюссель требовал от Киева системных реформ во всех сферах общественной жизни, приближающих страну к европейским стандартам. Когда Киев не сделал этих реформ, Брюссель, вместо того, чтобы распрощаться с ним, отказав в ассоциации, предложил выполнить «для приличия» чисто технические требования: принять несколько законов и выпустить Тимошенко. Для этого, в отличие от полноценных реформ, вполне достаточно оставшихся до Вильнюсского саммита нескольких недель.
И проблема брюссельских чиновников сейчас только в том, что даже этот минимальный набор требований Киев может не выполнить.