Восточноевропейские страны сейчас преимущественно осложняют диалог ЕС и России, хотя изначально в Европе надеялись на обратный эффект. Об особенностях положения Литвы в Евросоюзе и взаимоотношениях в треугольнике Брюссель-Вильнюс-Москва рассказал в интервью порталу RuBALTIC.Ru депутат Европейского парламента, член Социал-демократической партии Литвы Юстас ПАЛЕЦКИС:
- Господин Палецкис, уже более 20 лет прошло с момента выхода Литвы из состава СССР, можно подвести определенные итоги. Какие главные достижения и упущения этого периода развития страны Вы можете назвать?
- На мой взгляд, это то, что литовский народ получил демократию и независимость. Когда 23 года тому назад Литва объявляла независимость, я всегда подчеркивал, что демократия еще важнее, чем независимость в том плане, если Литва будет демократической, то будет независимой, потому что большинство народа хочет этого. Между двумя мировыми войнами Литва была независимой, но демократической не была последние 14 лет после переворота 1926 г.
Конечно, большой плюс, что Литва сумела стать членом Евросоюза. Это было нелегко, это был не автоматический прием, а нужно было достичь определенного уровня и экономического, и демократического развития. Стать членом НАТО было легче, потому что там были требования только военного характера.
И я бы сказал, что большое завоевание Литвы – это свободная печать. По оценкам международных институтов, по печати Литва находится в числе наиболее свободных стран, обходя и Америку, и Италию, и многие другие демократические страны.
А проблем тоже немало. Самая больная проблема – это очень большая эмиграция из Литвы.
Конечно, это, с одной стороны, помогает уменьшать уровень безработицы: молодые, энергичные могут приложить свои усилия там, где они хотят, но Литва обескровливается.
Наши лучшие специалисты уезжают в первую очередь в страны Евросоюза, меньше – США. И это надо остановить.
Вторя самая грустная проблема – большое социальное расслоение, между самыми богатыми и самыми бедными людьми. Это тоже общая проблема Евросоюза, но Литва находится среди тех стран, которые лидируют в этом черном списке.
- Насколько успешно Литва, на Ваш взгляд, смогла преодолеть кризис, и преодолен ли он?
- Я в этом вопросе, конечно, предвзят, так как явлюсь членом социал-демократической партии, и мы считаем, что консерваторы, правые выходили из кризиса не очень успешно.
То, что удалось стабилизировать положение, это хорошо, но плохо, что это было сделано за счет неимущих слоев населения, а те, которые могли принять этот удар менее болезненно, они меньше пострадали или вообще не пострадали.
Второй ошибкой, на мой взгляд, было то, что Литва не обратилась в Международный валютный фонд, где мы могли получить кредиты с очень небольшими процентами – около 3%, а мы платили около 10% в начале кризиса, потом поменьше, но тоже потеряли ощутимую сумму, которую могли как раз использовать для смягчения удара.
А сейчас наше правительство уделяет больше всего внимания развитию производства, привлечению инвестиций, а главное – стимулированию потребления. После прихода к власти новой коалиции был повышен уровень минимальной зарплаты. Это многих завоевало на нашу сторону: сейчас по рейтингам моя партия уверенно лидирует, и лично премьер-министр Буткявичюс на одном уровне с президентом, хотя у президента полномочия очень небольшие. У нас президент традиционно возглавляет таблицу рейтингов, так как ответственность небольшая.
- Литва очень быстро прошла путь евроинтеграции. Удовлетворена ли Литва теперь своим положением в ЕС?
- Думаю, сейчас ни одна страна не удовлетворена, потому что Евросоюз переживает и экономический кризис, и кризис идентичности, ищет пути, как идти дальше. Я думаю, что большинство в Литве поддерживает этот курс, который прослеживается в последнее время: ответом на кризис должна быть еще большая интеграция.
Еще я бы сказал, что, глядя со стороны, с позиций моей фракции в Европарламенте, этот кризис был вызван тем, что возобладала в Евросоюзе позиция неоконсерватизма или неолиберализма, где государство должно было сокращать свои полномочия, и все отдавалось на откуп свободному рынку.
И сейчас даже правые партии сделали выводы из кризиса, и создается банковский союз в Евросоюзе. И государства-члены и Брюссель будут очень жестко контролировать банки – они открывают все свои тайные счета, открывают до сих пор строго хранимые тайны. И это, наверное, позволит избежать новых кризисов.
Ликвидируется налоговый рай или прилагаются усилия для этого. Позавчера (17 апреля) мы как раз говорили с комиссаром Евросоюза Альгирдасом Шеметой (Европейский комиссар по налогообложению, таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством с 9 февраля 2010 г. – прим. RuBALTIC.Ru) – это будет стоить 1 трлн евро, это выигрыш из того, что богачи не смогут прятать свои богатства в «налоговом рае». Большая часть этих средств должна попасть в руки тех, которым труднее всего.
- Как европарламентарий Вы видите изнутри, что происходит в Брюсселе. Насколько влиятелен голос Литвы и в целом так называемой Новой Европы сейчас в Евросоюзе?
- Я думаю, что достаточно влиятелен. Конечно, самая большая страна Польша достаточно успешно сейчас защищает свои позиции и всего этого восточного блока. И вообще Евросоюз – это сугубо демократический союз и часто ему предъявляются претензии, что он медлительный, неповоротливый и запаздывающий. Это из-за того, что каждая страна может в одиночку заблокировать принятие любого важного решения. Литва этим занималась не всегда, по моему мнению, когда надо было. Я сам был не раз свидетелем, как трудно рождаются все законодательные акты, директивы Евросоюза, когда надо согласовывать: Еврокомиссия предлагает, и надо, чтобы это прошло и через Европарламент, и через Евросовет, где страна может заблокировать решение. Затем собирается эта тройственная комиссия (Еврокомиссия, Евросовет, Европарламент), и там шлифуется каждая формулировка, каждая цифра, каждое положение. Так что небольшие страны имеют достаточно большой голос, и Литва как раз будет председательствовать во втором полугодии 2013 г. И Восточное партнерство, и другие наши приоритеты, я думаю, важны для всего Евросоюза.
- В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение, почему на время председательства Литвы в ЕС были выбраны в качестве приоритетных внешнеполитические проекты, причем именно восточной направленности?
- Литва всегда была очень активной на постсоветском пространстве: и Россия, и Украина, и Белоруссия, и Молдова, и страны Южного Кавказа. Сейчас очень правильно подчеркивается, что во время председательства Литвы должен быть послан очень ясный сигнал этим странам, что их не забыли, что они ожидаемы в Евросоюзе и подписание договора об Ассоциации с Украиной, возможно, с Грузией и другими странами будет таким сигналом.
Но у нас не только внешнеполитические приоритеты. У нас приоритет и энергетика, и сотрудничество стран Балтийского моря, и положение восточной границы Евросоюза. Вчера, когда я прилетел в Калининград, мне рассказывали местные, что на границе с Польшей очереди, надо ждать 5-8 часов, был в Белоруссии – там грузовики стоят по нескольку суток. Это очень унизительно, это не XXI век, с этим тоже надо кончать.
- Как Вы считаете, возможно ли решить те же самые проблемы пересечения границы с Белоруссией, не затрагивая политические вопросы, вопросы демократии, которые тормозят диалог между Литвой и Белоруссией?
- Да, я думаю, что это надо делать, не ждать каких-то политических потеплений.
Конечно, другая страна может блокировать, но я надеюсь, что и Белоруссия, и другие страны тоже заинтересованы во взаимовыгодном общении.
- Под «другими странами» Вы имеете в виду не Белоруссию, и не Литву в данном случае, а какие-то третьи страны?
- Нет, я имею в виду, что Евросоюз – это наша внешняя граница, общая, и Евросоюз выделяет и Латвии, и Литве, и Польше немалые средства для охраны этой общей границы. А если Белоруссия или Россия, или Украина захочет блокировать, она может, но я думаю, что Беларусь это делать не настроена. Я недавно был в Минске, имел беседы и с официальными лицами: они говорят, что тоже заинтересованы в улучшении.
- Вы справедливо заметили, что Литва выступает посредником между Брюсселем и странами постсоветского пространства. Взять на себя эту роль – инициатива Литвы или это инициатива Брюсселя?
- И то, и то.
Я думаю, что лидеры Литвы и бывший президент Адамкус, до этого Бразаускас, а теперь Грибаускайте, а также премьер-министр имеют тоже вкус к этому, имеют предпосылки для успешного действия в этом направлении.
Брюссель тоже в этом заинтересован, главой дипломатического представительства ЕС в Москве (это наряду с Вашингтоном и Пекином третья главная столица) будет Вигаудас Ушацкас, бывший министр иностранных дел, великолепный дипломат, очень активный, очень работящий и полный идеями. Я думаю, это тоже отражение признания Литвы и он будет содействовать тому, чтобы отношения с Россией улучшились.
Еще одно замечание:
когда страны бывшего Восточного блока вступали в ЕС, многие надеялись, что от них будут исходить предложения, как это делает Финляндия, об улучшении отношений с Россией и другими странами, но с Россией в первую очередь. И я не раз это говорил и у себя в Литве, и могу повторить, что, к сожалению, часто было так, что со стороны этих новых стран исходили идеи по ухудшению отношений с Россией, по конфронтации.
Думаю, что в некоторых случаях (не во всех, иногда действительно бывает нельзя не реагировать) это контрпродуктивно, все-таки нужно искать больше точек взаимопонимания.
- В таком случае хотелось бы узнать Ваше мнение, насколько эффективно у нового правительства получается проводить провозглашенную перезагрузку с Россией?
- Я думаю, что были уже некоторые успешные контакты на уровне министерств иностранных дел, премьер-министры встретились, возобновлены заседания рабочих групп по отдельным отраслям экономики, которые прекратились два года тому назад, это была большая ошибка. Это положительно, но думаю, что надо и дальше идти вперед. Хотя, конечно, это будет зависеть от обеих сторон.