Объединение «Порядка и справедливости» Роландаса Паксаса и Партии труда Виктора Успасских способно помочь им не просто остаться на политической сцене Литвы, но и сформировать новый центр силы. Партийная система Литвы, довольно фрагментированная и расколотая, вступила в стадию нового переструктурирования – в дальнейшем можно ожидать новых партийных слияний и поглощений.
Прошлогодняя парламентская избирательная кампания в Литве для партий Паксаса и Успасских едва не стала последней. После голосования по партийным спискам «паксисты» лишь на 2 процента преодолели пятипроцентный порог попадания в Сейм (их лидеру, экс-президенту Литвы Роландасу Паксасу, напомним, избираться в Литве по-прежнему запрещено). По результатам двух туров «Порядок и справедливость» сократил свое присутствие в парламенте на 4 места по сравнению с итогами предыдущих выборов, получив 11 мандатов. Остальные партии, вошедшие впоследствии в правящую коалицию, лишь свои фракции в Сейме увеличили.
Для Партии труда (ПТ) итоги выборов, напротив, оказались удачными. Кому-то они могли показаться даже слишком удачными. Это обстоятельство едва не ввергло страну в политический кризис: президент Даля Грибаускайте была категорически против включения в правящую коалицию политиков с запятнанной, на ее взгляд, репутацией. «Трудовики» в правительство все же попали (а также получили контроль над ключевыми постами в парламенте), однако это не решило всех их проблем – например, не избавило от так называемого «дела о черной бухгалтерии». Виктор Успасских и его однопартийцы Виталия Вонжутайте и Витаутас Гапшис обвиняются в организации в 2004-2006 гг. схемы ложной бухгалтерии. И коллеги по коалиции – социал-демократы – не стали их защищать, проголосовав за лишение депутатской неприкосновенности, что дало новый импульс судебному процессу. В политико-экспертном сообществе Литвы стали обсуждаться различные сценарии развития событий, вплоть до выхода Успасских из своей же партии, закрытия Партии труда и создания на ее месте Лейбористской партии, которая на данный момент находится в «спящем режиме».
Объединение партий Паксаса и Успасских стало бы еще одним из возможных вариантов решения проблем, которые накопились у обоих политиков. Главная из проблем: растущий раскол между «старыми» и «новыми» политическими силами. «Трудовики» одинаково неприятны как консерваторам, так и социал-демократам. В свое время именно усилиями «старых» партий был низложен с президентского поста Роландас Паксас. И теперь они же смотрят на амбициозных «трудовиков» так, будто их присутствие в Сейме – недоразумение, а не результат народного волеизъявления. В случае объединения с «паксистами» скандальный проект Виктора Успасских прекратит свое существование де юре. Но де факто новому политическому образованию будет передана популярность ПТ.
Сделка двух политиков ради решения своих текущих проблем может иметь далеко идущие последствия для политического ландшафта Литвы. За недолгий период работы коалиция во главе с социал-демократами наличие внутренних противоречий демонстрировала уже не раз. В один ряд с голосованием за лишение депутатской неприкосновенности трех трудовиков можно поставить также и, например, утверждение бюджета на 2013 г. голосами Социал-демократической партии и оппозиционных консерваторов.
Для премьера Буткявичюса «трудовики» вовсе не идейные союзники, а скорее груз, который тяготит, иногда помогая социал-демократам перевесить чашу политических весов на свою сторону. Их альянс – во многом вынужденный, ситуативный, а потому столь не прочный, основанный на множестве кулуарных договоренностей, на различных сдержках и противовесах.
Именно поэтому появление нового игрока на партийной сцене могло бы серьезно изменить ситуацию. И дело не столько в том, что если новая партия «Порядок, труд и справедливость» действительно появится, став крупнейшей фракцией в Сейме, то это может привести к перестановкам внутри правительства. А, скорее, в том, что такая партия, потенциально способная собрать все голоса «негородской» Литвы («город / село» остается одним из традиционных электоральных размежеваний в Литве), меняет партийный баланс сил в стране. Для социал-демократов единый и излишне популярный «Порядок, труд и справедливость» потеряет статус «младшего брата», которым можно манипулировать, использовать в качестве элемента политического торга в отношениях с президентом. Для консерваторов консолидация партий, которые они именуют не иначе как «популистами», означает появление опасного оппонента, причем опасного не только в электоральном, но и в идеологическом смысле.
В этом отношении реальностью может стать сценарий, который ранее обсуждался шепотом: нельзя исключать объединения «традиционных партий» - Союза Отечества – Христианских демократов Литвы и Социал-демократической партии Литвы. О возможности подобного союза консерваторы уже мягко намекали А.Буткявичюсу сразу после парламентских выборов. Однако тогда премьер предпочел более шаткое политическое объединение.
Теперь же партийная система Литвы вновь пришла в движение. Консолидация социал-демократов и консерваторов, которые по принципиальным позициям уже мало чем друг от друга отличаются, могла бы вестись, скорее всего, под лозунгами защиты «традиционных ценностей» Литвы от нового поколения «политических популистов», борьбы с «популистской угрозой».
Выходцы из «Саюдиса», бывшие члены литовской коммунистической номенклатуры, в изобилии присутствующие, как среди консерваторов, так и среди социал-демократов, олицетворяют собой «старую» постсоветскую Литву. Тогда как Паксас и Успасских это Литва «новая»: скандальная, с темным прошлым и неясными связями, амбициозная, но уж какая есть – другой почти за 25 лет после провозглашения независимости не получилось.