Приближающееся 16 марта в Латвии уже называют самым конфликтным за последние годы. Тем не менее, это не останавливает правых радикалов и целый ряд политиков в их намерении отметить День латышского легионера СС. О том, почему латышской правящей элите так важен день 16 марта портал RuBaltic.Ru побеседовал с первым вице-президентом фонда «Мир без нацизма» Валерием ЭНГЕЛЕМ:
- Г-н Энгель, 16 марта сейчас в Латвии официально не является каким-то особым днем, однако до 2000 г. он был Днем памяти в латвийском календаре вполне официально. Кого же чтила и продолжает чтить Латвия?
- С нашей точки зрения, она продолжает почитать эсэсовцев, которые давали присягу Гитлеру и великой Германии. Тех, которые боролись за Лэтланд - будущую составную часть Германии, как планировал это Гитлер.
Ни о какой Латвии речи не шло. Те части воевали против антигитлеровской коалиции, участвовали в массовых расстрелах русского и польского населения.
По сути дела, этот легион был сформирован на базе отрядов вспомогательной полиции Латвии. Он принимал непосредственное участие в решении еврейского вопроса на территории Латвии.
- Какая трактовка деятельности легионеров сегодня наиболее близка правящим элитам Латвии?
- «Борцы за свободу». «У них не было выбора». «Все они были против советской оккупации».
Они считают, что единственным вариантом было пойти в формируемые отряды и с оружием в руках бороться против советской «оккупационной» власти. Хотя тогда Латвия была оккупирована фашистскими властями, а не советскими.
- Согласно сохранившимся документам и воспоминаниям участников войны, легион был создан из-за аннексии государства СССР. По заявлениям МИД Латвии, воины рассматривали легион как ядро будущей национальной армии, напрямую связывали участие в войне против СССР с борьбой за восстановление независимости Латвии. Имеет ли право на жизнь, на Ваш взгляд, такая версия этих событий?
- В этом нет никакой логики. Не могло существовать ядра национальной армии, поскольку Гитлер не признавал национального очага в Латвии и не хотел возрождать Латвийское государство.
Часть населения страны ассимилировалась бы, а другая – была бы выселена в восточные регионы, Белоруссию, Россию.
- Как Вы считаете, отражается ли на имидже Латвии неофициальное празднование Дня легионера?
- Безусловно.
Союзники страны по ЕС не понимают и не принимают данной трактовки событий.
Европа пережила не только нацизм, но и денацификацию, поэтому все происходящее в Латвии для Европы дикость. Особенно реакция служб безопасности и полиции. Вместо того, чтобы бороться с радикальным национализмом и неонацизмом, они обвиняют антифашистов в том, что они таким образом раскалывают общество, когда выступают против маршей легионеров.
- Почему, на Ваш взгляд, несмотря на многочисленные протесты со стороны латвийской общестенности и ЕС, в стране позволяют отмечать день легионера Латвии?
- Все это достаточно выгодно правящей верхушке, которая нацелена на дальнейший раскол общества и активизацию тех электоральных сил, которые ориентированы на националистические лозунги и программы правящих партий. В условиях, когда государственный долг растет, экономика находится в плачевном состоянии - это единственный путь, который мог бы обеспечить правящим партиям пребывание у власти.
Пересмотр истории, попытки представить легионеров как борцов за освобождение страны, провоцирование таким образом антифашистов и русскоязычного населения, которое не признает этот праздник –
все это направлено на то, чтобы сформировать комплекс неполноценности у русскоговорящего населения и содействовать главной цели националистов – ассимиляции русских.
С другой стороны, это нужно для активизации националистически ориентированного избирателя, который бы проголосовал за эти партии.
- Неужели правящей элите больше нечего предложить своим избирателям, кроме националистических идей и лозунгов?
- На самом деле, так и есть. Происходит либо пересмотр истории, либо выдвигается тезис о необходимости ассимиляции национальных меньшинств.
-Есть ли угроза того, что оценки итогов Второй мировой войны, аналогичные латвийским, окажутся востребованными в других странах, особенно постсоветского пространства?
- Такая угроза есть. В поисках своей национальной идеи, в попытках построить национальные государства европейского типа, которые подразумевают добровольную ассимиляцию нацменьшинств, эти государства используют исторические мифы, согласно которым они были оккупированы Россией и СССР. И все эти коллаборационисты - не предатели, а борцы за свободу. В таких странах, как Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Венгрия, Румыния и так далее все это будет использоваться.