В Брюсселе 22 июля состоялось четвертое заседание министров иностранных дел Евросоюза и стран-участниц программы «Восточное партнерство». На нем обсуждалась готовность государств «Восточного партнерства» к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите в ноябре. Однако, как рассказал в интервью порталу RuBaltic.Ru украинский политолог, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Национального университета Украины «Киево-Могилянская академия» Александр ДЕМЬЯНЧУК, в действительности Киев не намерен выполнять «домашнее задание» ЕС, и не в последнюю очередь из-за того, что просто не знает, как провести необходимые реформы:
- Александр Петрович, Брюссель ставит условием подписания соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной проведение на Украине институциональных реформ. Проводятся ли эти реформы и заинтересован ли в них режим Януковича?
- Разговоры про институциональные реформы еще ни о чем не говорят, потому что изменение формы еще не означает изменения сущности, изменения функций того института, который реформируется. Какого-то четкого видения, к чему надо стремиться, у политической элиты Украины нет. Политические и административные реформы, которые проводились в Украине последние 15 лет, происходили на уровне менеджмента: как лучше одни и те же чиновники могут исполнять свои функции. По сути, по парадигме, по философии исполнения этих функций, никаких проектов реформ не было.
Соответственно, любые действия, называющиеся в Украине реформами, реформами не являются.
Разве можно назвать реформой, например, создание нового министерства путем объединения двух старых министерств в третье? Конечно, это никакая не реформа. Это просто административные корректировки, которые не приводят к качественному прогрессу.
Что касается нынешней правящей команды Украины, то, несмотря на то, что эти люди позиционируют себя профессионалами, они абсолютно непрофессиональны, и ожидать от них качественных, системных подвижек в деле реформ государственных институтов не приходится.
У украинских публичных институтов отчетливо проявляются консервативные тенденции: стремление сберечь старые формы, старые связи, привычные процедуры и практики работы. Я не вижу возможностей того, чтобы эти институты могли качественно измениться без вхождения в новую, качественно иную среду общения, какой является Европейский союз. Поэтому реальная качественная трансформация институтов возможна не до, а только после подписания договора об ассоциации.
- То есть те реформы суда, прокуратуры, о проведении которых украинские чиновники отчитываются перед Брюсселем в рамках выполнения своего «домашнего задания», являются только декорацией, имитацией реформ?
- Конечно. Это все разговоры, обещания как в Советском Союзе, когда тоже обещали «расширить, углубить и поднять на недосягаемую высоту».
Представлений о том, как делать все эти реформы, у украинского истеблишмента нет, и я думаю, что Брюссель это прекрасно понимает.
Да, они говорят Брюсселю: «Мы будем делать реформы». И делают: забирают из кабинета двух чиновников и подселяют в кабинет к третьему. Потом называют это реформой, и вопрос остается в том, верит им Брюссель или не верит.
По сути, это не реформы, а маневры, и в Брюсселе наши чиновники обещают продолжать эту имитацию бурной деятельности и проводить такие маневры.
Для того, чтобы провести реальную судебную реформу, реформу правоохранительных органов, необходимы кардинальные изменения в политической системе Украины, в порядке принятия управленческих решений. Без этого любые изменения в системе прокуратуры или милиции не будут иметь никакого значения: будут меняться названия, должности, структура, но практики и процедуры останутся теми же самыми.
- Как на сегодняшний день на ходе переговоров об ассоциации сказывается ситуация с Юлией Тимошенко?
- Начнем с того, что кроме «дела Юлии Тимошенко» в Украине есть множество других подобных дел, хотя и меньшего масштаба. Просто Юлия Тимошенко – это очень знаковая фигура, она у всех на виду, и ее сегодняшний образ мученицы и страдалицы резко понижает имидж президента Януковича на внешней арене, а также шансы Украины подписать договор об ассоциации с Европейским союзом.
Но тут дело в другом.
Если сейчас будет положительно решен вопрос об освобождении Тимошенко или хотя бы о ее лечении за рубежом, это может стать серьезным сигналом для других политических дел, которых в Украине множество.
Потому что после освобождения Тимошенко Брюссель и Вашингтон заявят: «Вот у вас еще такие-то и такие-то политзаключенные, вот здесь вы применяете репрессии по политическим мотивам». Чем для украинской власти закончится этот вал освобождений политзаключенных, гадать не приходится.
В данном случае, даже в случае положительного, с точки зрения Брюсселя, решения по Тимошенко, ее дело остается очень опасным для украинского политикума. Честно говоря, я понимаю, почему медлит Янукович, медлит наш политический бомонд. Любое окончательное решение этого вопроса – и положительное, и отрицательное – не приносит им дивидендов.
- То есть для правящего режима сохранение у власти первично по сравнению с желанием подписать договор об ассоциации с ЕС?
- Да, конечно. Просто Янукович два года назад сделал совершенно дурацкую ошибку, посадив Тимошенко. Он это сделал под влиянием иррациональных, личностных мотивов: мести, ненависти, страха и прочее, а сейчас он и его команда вынуждены за это расплачиваться.
- По состоянию на сегодняшний день, с учетом проблемы Тимошенко и политзаключенных, институциональных реформ, какова, на Ваш взгляд, вероятность подписания Соглашения об ассоциации Украины и ЕС на ноябрьском саммите в Вильнюсе?
- Честно сказать, тут объективное мнение трудно выработать, потому что тут очень много привходящих обстоятельств есть и будет, причем диаметральных и противоположных.
Мое личное мнение: учитывая стремление Европы как-то отдалить Украину от России, стремление Европы повлиять путем «мягкой силы» на общественно-политические процессы в Украине, я все же думаю, что соглашение об ассоциации в Вильнюсе будет подписано.
Если те проблемы, которые препятствуют сейчас подписанию соглашения, Украиной устранены не будут, ЕС закроет на это глаза и попытается решать их с помощью тех инструментов, которые дает соглашение об ассоциации.
Вероятность этого сценария я оцениваю в 70-80%.
Уж слишком много вложено было в подготовку этого соглашения со стороны брюссельских чиновников, со стороны некоторых стран ЕС, чтобы по инициативе Европы это соглашение не было подписано.
- А по инициативе Украины?
- Со стороны Украины я больше ожидаю препятствий подписанию этого соглашения.
В Украине вполне может произойти что-то такое, что сведет на нет усилия по подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. Политическая элита Украины сейчас очень неоднородна, там несколько группировок, и далеко не все будут удовлетворены прогрессом в отношениях команды Януковича с Европейским союзом.
Поэтому именно со стороны Украины, со стороны украинских политиков будут идти очень серьезные помехи подписанию этого соглашения.