На гражданина Литвы Витаутаса Тенкутиса завели уголовное дело за использование советской символики. Больше всего эта история, видимо, потрясла самого Тенкутиса: своей антисоветской карикатурой он рассчитывал получить поощрение от литовских властей, а вместо этого теперь будет платить им штраф…
На листе формата А4 интимное действо двух фигурок. У одного из участников композиции вместо головы советский Знак качества, у другого, собственно, голова. Глаза прикрыты черной лентой. Сбоку красная звезда. Снизу надпись: «Сделано в СССР».
О том, что хотел сказать автор этим произведением, информация противоречивая. Сейчас Витаутас Тенкутис настаивает, что его «нетленка» - это произведение искусства. Совсем недавно он утверждал, что это политический жест. Житель Клайпеды разместил в сети карикатуру на некого Вайдаса Лекстутиса, который совершил по литовским меркам страшное - одобрительно отзывался о советском прошлом. «Живописец» заявил, что был возмущен заявлениями Лекстутиса о том, как хорошо было в Советском Союзе, а тем паче его критикой в адрес… самого Ландсбергиса!
Витаутас Тенкутис, видимо, думал, что его творчество может вызвать только восхищение литовских властей (если, конечно, вдруг произойдет чудо, и те обратят внимание на плоды его труда).
И чудо действительно произошло: литовские власти обратили внимание на своего горячего сторонника и завели на него... уголовное дело.
Формально все понятно: "живопись" патриота Тенкутиса попала под закон о запрете в Литве советской символики, запрещающий публичную демонстрацию серпа, молота, пятиконечной звезды и прочих символов, связанных с Советским Союзом. Но как это выглядит по сути? Грек пошел на грека: за всю искреннюю и бескорыстную работу по отстаиванию идеалов литовской власти в социальных сетях эта власть взяла и поставила своего преданного избирателя в один ряд с «советскими» сосисками!
Вероятно, в этом случае произошел, выражаясь юридически, эксцесс исполнителя. Ведь если прибалтийские законы о запрете советской символики исполнять буквально, то вал запретов погребет под собой их судебные и правоохранительные органы. У них не останется времени ни на какую другую работу: только искать запрещенные символы, как героям Дэна Брауна. Искать и запрещать. С изъятием, составлением протокола и штрафами.
Причем начинать надо было бы с приграничных столбов: сразу на въезде в независимые страны Балтии крамола и непорядок – на синем флаге Евросоюза пятиконечные звезды водят хоровод….
Однако на практике такого не происходит. «Антисоветские законы» применяются точечно, выборочно и строго в подходящий момент. Пройдет депутат Сейма Раса Юкнявичене мимо газетного киоска и (внезапно!) обнаружит на газете «Комсомольская правда» советские ордена. До этого советские ордена печатались на газете все годы действия закона о запрете символики, и ничего ей за это не было. Едва ли до Расы Юкнявичене никто не обращал внимания на обложку «Комсомолки» - хоть бы тот же Витаутас Тенкутис. Но, во-первых, кто он такой, чтобы на этой теме пиариться, а, во-вторых, скандал с «Комсомолкой» ведь не на пустом месте возник, а в разгар внутриэлитной истерики из-за саммита «Восточного партнерства», судьбоносного для некоторых ее представителей.
Поэтому и клайпедский вольный художник, когда он творил свою карикатуру, вряд ли задумывался о запрете советской символики (о существовании которого он, как и все в Литве, наверняка, в курсе).
В отношении советской символики действует сугубо пропагандистский, избирательный подход: политическое руководство время от времени вбрасывает эту тему в повестку дня, чтобы граждане не забывали идеологических основ своей страны и были бдительны в отношении «русской угрозы».
То автомобиль с изображением серпа и молота не пустят на свою территорию, то крышки канализационных люков потребуют поменять, то предпримут новую атаку на колбасную продукцию «Советская», то советских солдатиков из магазина игрушек изымут. Вот и гражданин из Клайпеды попал под раздачу.
Подобного поворота сюжета он, разумеется, не предполагал – оказался предан собственными же кумирами. Вместо похвалы от родного государства, идеологию которого он так креативно отстаивает, приходится изворачиваться, чтобы не платить штраф и объявлять себя свободным художником – разве же это справедливо? Конечно, художника обидеть может каждый. Если уж литовская элита хочет быть политически принципиальной, то пусть пойдет навстречу своему интернет-активисту: объявит картинку произведением искусства, а автору присвоит титул Народного художника Литовской республики. Так сформируется новый жанр изобразительного искусства: социалистический сюрреализм.
В заявлениях литовских политиков, комментариях литовских экспертов и статьях литовских публицистов этот жанр давно уже сформировался. Осталось только воплотить его концептуальные основы на холсте.