В Евросоюзе началась череда довольно «странных» председательств. Во главе ЕС оказываются страны, список претензий к качеству демократии в которых довольно обширен. Причем претензии эти идут не от каких-либо политических недоброжелателей, а от самих же европейцев.
Очень показателен в этом плане случай, произошедший на прошлой неделе в сердце ЕС – Европарламенте. Глава Европейского альянса либералов и демократов за Европу Грэхэм Ватсон во время представления приоритетов Литвы в ее новом статусе откровенно выразил озабоченность по поводу положения русского национального меньшинства в странах Балтии, ссылаясь на уголовное дело бывшего лидера Партии труда Виктора Успасских. Реакция из Литвы была моментальной. Руководство Движения либералов Литвы, которое входит в этот Европейский альянс (наряду, кстати, с «трудовиками»), в тот же день отмежевалось от заявления, сделанного в ЕП, и раскритиковало его в довольно резких выражениях: «Мы считаем, что подобные заявления… не взвешенные и недостойные, возможно, оказывающие дополнительное давление на суды нашей страны».
То есть универсальность стандартов европейской демократии заканчивается там, где начинается территория Литвы. Дополнительную комичность ситуации придает тот факт, что именно официальный Вильнюс в рамках председательства в ЕС решил выступить в роли Данко, несущего свет европейских ценностей в «темное постсоветское захолустье».
Пример с Партией труда не единственный. За неделю до начала председательства Литвы в Совете ЕС международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала Вильнюс возобновить расследование функционирования на территории республики тюрем США для подозреваемых в терроризме, недвусмысленно заявив при этом: «Литва предает существенные принципы ЕС, отказываясь расследовать серьезные обвинения в нарушении прав человека, таких как исчезновения и пытки». Список подобных «неловких ситуаций» можно продолжать и дальше.
По сути, все это свидетельство того, что буквально «впрыгнувшая» в Европу Литва пока так и не стала там «своей», и две стороны до сих пор говорят на разных языках, не слишком понимая друг друга.
Иногда, кстати, даже в прямом смысле. Только вчера в том же Европейском парламенте случился конфуз: отвечая на вопрос представителя Объединенного королевства, вице-министр иностранных дел Литвы Витаутас Лешкявичюс как выразитель позиции страны-председателя не смог в буквальном смысле связать и пары слов. Молитвенно заламывая руки, он пообещал "come back" - видимо, позже, когда освежит свое знание английского, находящееся сейчас на неприемлемом для высокопоставленного дипломата уровне. Европейские политики поначалу смущенно пытались сделать вид, что ничего не происходит, но не смогли сдержаться – из зала доносились смешки, а с лица соседа В.Лешкявичюса не сходила улыбка. Это было бы, действительно, смешно, если бы не было так грустно.
Чем запомнятся первые две недели Литвы во главе ЕС, помимо протокольных официальных торжеств? Призывами Дали Грибаускайте защищать Восточную Европу от России и вопиющим непрофессионализмом литовских дипломатов. Интригующее начало.
И первое, и второе ставит в неудобное положение представителей «старой Европы», но, похоже, нисколько не смущает литовских политиков, которые наслаждаются самой мыслью о величии собственного достижения – занять кресло председателя Евросоюза. А в 2015 г. история может повториться, когда во главе ЕС встанет Латвия.
Не совсем понятно, как будут реагировать европейские старожилы на то, что пусть формальной, но все же главой ЕС окажется страна с почти трехсоттысячной группой жителей, полностью пораженных в политических правах. Вопрос вовсе не праздный и не риторический: о том, почему в Латвии вообще существует подобная уникальная категория людей, премьера Латвии Валдиса Домбровскиса недавно спрашивали в Великобритании, на известном телевизионном шоу Hard Talk на канале ВВС. И что же в ответ? Более гладкие выражения, нежели у Лешкявичюса, но итог тот же – объяснения не последовало.
Похоже, подобные вопросы, заданные напрямую и самими европейцами, ставят балтийских политиков в тупик.
Еще одна балтийская республика – Эстония – займет пост председателя ЕС, но уже в 2018 г. Может быть, к этому времени на опыте двух своих соседок она сможет научиться, как не стать «странным» европейцем хотя бы в глазах самой Европы. Либо литовский пример может быть взят за основу - скажем, как фирменный балтийский стиль...