В разгар споров о планах правительства Латвии ликвидировать к 2018 году школьное образование на русском языке, в стране было создано товарищество «Русская Заря» - новая общественная организация по защите прав русскоязычного населения Латвии. О целях «Русской Зари», ее планах по участию в выборах в Европарламент и Сейм Латвии и предполагаемых методах борьбы за русские школы в интервью порталу RuBaltic.Ru рассказал один из учредителей организации, юрист и правозащитник Илларион ГИРС:
- Г-н Гирс, Вы являетесь учредителем товарищества «Русская Заря». Что это за организация, какие у нее цели, какой Вы видите её роль в общественно-политической жизни Латвии?
- Товарищество «Русская Заря» учреждено под председательством Осипова Евгения Юрьевича, одного из двух зачинателей прошедшего в 2012 году референдума за придание русскому языку статуса второго государственного в Латвии. Уставной целью товарищества заявлено развитие и защита русского сообщества Латвии, отрицая допустимость любого этнического или языкового превосходства.
В понимании правящего в Латвии режима латышской этнократии «Русская Заря» является организацией чуть ли не антигосударственной, но в действительности же антигосударственен этот режим, и мы настроены на его скорейшее свержение.
Наше товарищество нацелено на справедливое решение наболевшего русского вопроса Латвии, русское население которой уже почти четверть века находится на осадном положении, а родной для 37,2% населения страны русский язык имеет в Латвии противоестественный статус иностранного. «Русская Заря» является первой латвийской общественной организацией, которая официально заявила свои задачи по всему спектру русского вопроса: гражданско-политического, исторического, культурно-делового и, наконец, геополитического, в смысле укрепления среди русских латвийцев чувства принадлежности к единому Русскому Миру, учитывая взаимосвязь интересов русского сообщества Латвии и России.
Роль товарищества во многом в том, что с 1993 года в Латвии олицетворяет сам Осипов — непримиримая и бесстрашная борьба за равноправие, причём борьба не только словом за круглым столом, но и делом на улице. Представителей нашего товарищества от остальных деятелей русского движения Латвии отличает категорическая неприязнь к компромиссам в противостоянии режиму латышской этнократии, поскольку его цель сделать русских латвийцев манкуртами, а мы решили оставаться русскими. Кстати, девизом нашего товарищества выбрано — русскими быть, а не казаться.
Что до роли «Русской Зари», то она в пробуждении русского самосознания среди русских латвийцев, их сплочении и воодушевлении на непримиримую борьбу за право быть в Латвии самими собой, русскими, без опасения этнической или языковой дискриминации.
- Почему Вы и Ваши соратники решили создать новую организацию, а не отстаивать интересы русскоязычного населения Латвии в рамках уже существующих (политическое объединение «Центр согласия», Парламент Непредставленных (он же Конгресс Неграждан), партия «За родной язык!»)?
- Большинство участников «Русской Зари» состоят в партии «За родной язык!». Сам я и Осипов также входим в тройку правления этой партии — правовая форма товарищества по сравнению с партией имеет гораздо больше свободы для манёвров, и нам это надо. В общем же уставные цели и задачи «Русской Зари» соответствуют программным установкам партии «За родной язык!». Кроме преимуществ организационно-правовой формы, товарищество в случае «Русской Зари» ещё и отражает дух взаимоотношений его участников, у нас отношения действительно товарищеские, мы за идею и друг за друга горой.
Отстаивание интересов русского населения Латвии в рамках политического объединения «Центр согласия» не представляется достаточным, уж слишком узки эти рамки. Большинство там исповедует согласие и поиск компромиссов в режиме латышской этнократии тогда, как «Русская Заря» с этим категорически несогласна.
«Центр согласия» возглавляют Урбанович на пару с Ушаковым. И если первый публично отзывается об Осипове как о рыцаре чести и достоинства, то второй в угоду латышам чернит Осипова и его соратников клеветническими ярлыками типа «русские фашисты», «провокаторы» и «агенты спецслужб». Вступление в объединение при таких противоречиях несовместимо с нашими понятиями о чести и достоинстве, но лично я держу кулаки за то, чтобы позиция Урбановича возобладала.
Что касается Парламента Непредставленных, то чрезмерное влияние там «Центра согласия» лишает эту организацию изначального протестного потенциала и, увы, превращает её в говорильню.
«Русская Заря» идеологически близка партии «Русский Союз Латвии», разногласия наши из области разногласий отцов и детей, они старая гвардия, мы молодая, и мы тесно взаимодействуем в интересах общего дела под названием «русский вопрос».
- Планирует ли «Русская Заря» принять участие в ближайших выборах в Европарламент и Сейм Латвии? Какую программу Вы предложите избирателям, чем она будет принципиально отличаться от программ других партий и общественных организаций, претендующих на роль представителей русскоязычного населения Латвии?
- Да, «Русская Заря» примет участие в предстоящих выборах в Европарламент посредством своих людей в кандидатском списке «Русского Союза Латвии», этот же список во главе со Жданок Татьяной Аркадьевной поддержан и партией «За родной язык!».
Предвыборная программа находится в разработке, но её принципиальным отличием будет исключительная честность и бескомпромиссная приверженность интересам русских латвийцев в Европейском союзе, а значит и близость интересам России. Прорусскость эта будет не только прописана в предвыборной программе, она будет обеспечена и кандидатским списком имён, равных которым в бескорыстной верности интересам Русского Мира на этих выборах в Латвии не будет.
- Каково Ваше отношение к планам латвийского правительства перевести к 2018 году все школы в Латвии на латышский язык обучения? Будет ли «Русская Заря» бороться с этой программой, если да, то каким образом?
- «Наши школы — наш Сталинград» - было одним из верных лозунгов в борьбе против ликвидации русских школ в 2004 году, верным будет и в 2018-м. Тогда вместо полной ликвидации русского школьного образования в Латвии латышским неонацистам при власти это удалось лишь частично, в 2018-м нам предстоит решающий бой за сохранение возможности воспроизводства русского самосознания в Латвии, дошкольное и школьное образование на родном языке является его первоосновой.
Председатель нашего товарищества Осипов в 2004-ом году был одним из наиболее бойких активистов Штаба защиты русских школ. Тогда в борьбе за право своих детей учиться на родном языке он единственный был даже неправомерно подвергнут политически мотивированному тюремному заключению. Естественно, «Русская Заря» с ним во главе будет на этой передовой и в 2018-ом.
К массовым русским мирным протестам в Латвии против ликвидации русских школ в 2004-ом Европа была глуха, не осадила после Европа и Эстонию при насильственном подавлении русского мирного протеста против сноса «Бронзового Солдата». Насильственный же «евромайдан» нашёл поддержку и понимание в ЕС, США и даже со стороны латышских ультранационалистов. Получается как по Оруэллу в «1984»: мирный - это насильственный.
Так вот, до агрессивного насилия опускаться не будем, но опыт «евромайдана» учтём.
Думая о необходимом духе предполагаемых русских протестов в Латвии 2018-го, вспоминаю верность этих строк неизвестного автора 1993 года:
«Не к лицу нам белые одежды,
Если святость слабости равна.
Только Воля может дать надежду
В этом мире, где всему цена...
Наше право только в нашей силе,
Наша доблесть - справедливый бой,
Нам награда: с Родиной-Россией
Жить одной, великою Судьбой».
Полагаю, что требованием нового протеста должно быть не сохранение навязанной нам в 2004-ом двуязычной системы образования, а возвращение системы школьного образования всецело на русском языке.
- Может ли, по Вашему мнению, тема русских школ снова мобилизовать и сорганизовать русскую общину Латвии?
- Да, может. Тема эта обладает огромным протестным потенциалом сплочения русского сообщества Латвии, события 2004-го тому доказательство. Дважды в одну реку не войти, но русло тут прежнее, а вода теперь гораздо чище — годы показали кто есть кто, и чьи слова чего стоят.
Возможностью образования на родном языке дорожат как минимум 273 347 граждан Латвии, недавно проголосовавших за русский на языковом референдуме. К ним же можно прибавить ещё и три сотни тысяч неграждан, которые голосовать не могли, но наверняка были с нами солидарны.